Пушкин А., Прошкин А. - Вновь я посетил... - (стихи), (исп.: Иннокентий Смоктуновский), (Зап.: 1982г.)

 
Звуковая дорожка одноимённого телевизионного фильма снятого советским режиссёром Анатолием Прошкиным на Творческом объединении «Экран» - стихотворения Александра Сергеевича Пушкина читает Иннокентий Смоктуновский.

Александр Анатольевич Прошкин (род.: 25.03.1940г., г. Ленинград) - советский и российский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист РФ (1995). Лауреат Государственной премии СССР (1989). Родился в семье художника Анатолия Прошкина. В 1961 году окончил актёрский факультет Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского (курс Бориса Зона). С 1961 года по 1966 год Александр Прошкин был в труппе Ленинградского театра Комедии. В 1968 году окончил Высшие режиссёрские курсы при Гостелерадио СССР. Много лет проработал в качестве режиссёра в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, а затем в телеобъединении «Экран». В 1975 году Прошкин снял один из первых советских телесериалов «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной в главной роли.

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении: Смоктуно́вич) - (28.03.1925г., дер. Татьяновка, Томская губ. - 03.08.1994г., г. Москва) - советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова. Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1971). Три ордена Ленина (1975, 1985, 1990). Участник Великой Отечественной войны. Его называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа.

Георгий Иванович Рерберг (28.09.1937г., г. Москва - 25.07.1999г., г. Москва) - советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988).

Над фильмом работали:
Режиссёр - Анатолий Прошкин;
Оператор - Георгий Рерберг;
- а также - П. Пророков, О. Пиганова, Т. Беляева, И. Кочарян, Г. Илюхина, Г. Кожина.

Иллюстрации:
А.Прошкин
И.Смоктуновский
Г.Рерберг

P. S.:

Снятый в 1982 году Творческим объединением «Экран» фильм «Вновь я посетил...» - это очередная попытка соотнести произведения Пушкина с современностью, дать им некий новый статус. Не случайно, что именно в 1980-е гг. начался активный художественный диалог с русским классиком. Конечно, Александр Прошкин не ставил перед собой задачи что-то менять в понимании стихотворений Пушкина. В его фильме всё предельно прозрачно: Иннокентий Смоктуновский читает стихотворения Пушкина в мастерской скульптора, медленно двигаясь между застывших статуй, которые словно олицетворяют заветные мысли Пушкина о нерукотворном памятнике. Но если присмотреться, станет понятно, что неподвижные скульптуры намекают на то, что образ поэта перестал ассоциироваться в сознании людей с живым гением, но превратился в застывшую фигуру, к которой со школьной скамьи требуют почтения. Потрясающая выразительность, бездна эмоций, которая передается игрой Смоктуновского, его изысканной интонацией, наполняет это «пространство бесцветных статуй» подлинной жизнью, красотой. Величественность пушкинского слова, переливы и смысловые нюансы словно противопоставлены однозначности и прямолинейности гипсовых форм. Подобные композиционные тонкости неслучайны, так как оператор фильма - гениальный Георгий Рерберг, работавший с Тарковским над фильмом «Зеркало». Его весьма специфичное понимание кадра, ориентированное в первую очередь на традиции западноевропейской живописи, было актуально для так называемого поэтического кино. По словам Рерберга, «картины эпохи Ренессанса являлись образцом для многих кинематографических работ, в плане использования понятия «портрет». Действительно, в фильме «Вновь я посетил...» акцент делается на «портретные» съёмки, на крупные планы, которые выстроены с геометрической точки зрения безупречно. Рерберг словно подбирает кинематографические пропорции, соответствующие гармонии стихов Пушкина. Нельзя не отметить, что художественное напряжение в фильме, лишенном прямого драматического действия, удерживается за счёт выверенной до мельчайшей подробности мимики Смоктуновского. Александр Прошкин выбрал для чтения стихотворений Пушкина именно Смоктуновского, для которого это был уже не первый опыт работы с произведениями великого поэта. Фильм «Вновь я посетил...» - пример того, что может получиться, когда талантливые люди объединяются в общей работе. Это тот случай, когда индивидуальное мастерство совпадает с коллективным замыслом. В совместной работе Александра Прошкина, Иннокентия Смоктуновского и Георгия Рерберга дух Пушкина действительно «вновь» посещает нас своими стихами, своим призывом к свободе и красоте.