Блок А., Маяковский В. - Двенадцать. - Человек. - (поэмы), (читает Сергей Юрский), (Зап.: 1988г.)

 
Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880г., г. Санкт-Петербург - 7 августа 1921г., г. Петроград) - русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
_________________________

Сергей Юрьевич Юрский (16.03.1935г., г. Ленинград - 08.02.2019г., г. Москва) - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1987).
_________________________

Владимир Владимирович Маяковский (7 [19] июля 1893г., г. Багдати, Кутаисская губ. - 14 апреля 1930г., г. Москва) - русский советский поэт. Футурист. Один из наиболее значимых поэтов XX века. Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
_________________________

Режиссёр - О. Итина
Звукорежиссёр - О. Лавренова.
Редактор - Т. Терновская.
Художник - В. Дудаков.


Иллюстрации:
А.Блок
С.Юрский (коллаж, конверт грампластинки)
В.Маяковский
_________________________

Над моим письменным столом висит небольшая фотография Сергея Юрского. И всякий раз, поднимая глаза, неминуемо упираешься в его абсолютно самостоятельный и независимый взгляд. Сергей Юрьевич Юрский - человек, чей взгляд останавливает от многих неблагородных поступков. Уверен, не только меня. Все-таки это удивительно, что после стольких лет, которые мы сегодня с привычной яростью изобличаем, в искусстве остались .люди, перед которыми может быть стыдно. Сам факт их присутствия мешает одним и поддерживает других. Впрочем, с Юрском уже столько написано, что трудно не повториться... Поговорим о Вас - о том самом человеке, который, придя домой, вытащил из конверта пластинку, поставил ее на проигрыватель... Такая точка отсчета необходима еще и потому, что Сергей Юрский читает не в воздух, не в абстракцию, но обращаясь, всегда к конкретному человеку. К Вам. К современнику. Вы - тот, кто в переполненном вагоне метро читает «Огонек» и не понимает, на что больше обращать внимании: то ли на страсти прошлого, то ли на ножевые удары локтей настоящего; тот, кто до сих пор до конца не верит, что все это показывают по нашему, останкинскому телевидению, тот, кто, читая газеты, не может пока понять: бояться происходящего или радоваться ему; тот, кто, стоя в очередях, читает о том, как с этими очередями бороться; тот, кто вынес на своих плечах трагедию и фарс прошлого, но не потерял веру в будущее; именно Вы, услышав, как Юрский читает "Двенадцать» Александра Блока, - поразитесь. Юрский читает для Вас. Читает на русском языке. Погодите, не смейтесь. Лучше вслушайтесь в голос чтеца. Юрский подает каждое слово поэмы как драгоценный камень: посмотрите, какая игра, переливы, какая красота и величие в самом обычном слове. Для Юрского язык не только средство, но и цель - он прекрасен сам по себе. Он красив - наш бедный, измученный в транспорте и толкучке, . изуродованный и кастрированный телевидением, эстрадой и детективами, обнищавший, но все равно - великий и могучий русский язык. Да, цель. Но и средство, конечно, тоже. Потому что «Двенадцать» у Юрского - это история человеческих страстей на фоне социальных катаклизмов. И разве для Вас, человека сегодняшнего дня, .это не современно? И разве «Двенадцать», написанные великим поэтом семьдесят лет назад, - не образ нашей сегодняшней жизни (образ, но не иллюстрация) ? Может показаться, что мы знаем про «Двенадцать» все. И в школе проходили, и наизусть еще, может, быть, помним отрывки, и что значит образ Христа а поэме - можем объяснить легко. Но мы не знаем про «Двенадцать» того, что знает Художник. Потому что Художник всегда знает свое. Поэма Владимира Маяковского «Человек» известна куда меньше. Да и Маяковского знаем мы, пожалуй, чрезвычайно мало. Когда поэт «себя смирял, становясь на горло собственной песне» - это хотя бы объяснимо. Это дело поэта. Но для нас-то почему Маяковский остается лишь «агитатором, горланом, главарем»? Или мы «ленивы и нелюбопытны» ? Или просто удобнее нам так ? Маяковский писал поэму «Человек» в конце 1916 - начале 1917 гг. Когда она вышла в организованном поэтом издательстве «АСИС» («Ассоциация социалистического искусства»), Маяковский дал ей замечательный подзаголовок: «Вещь». Маяковский написал а переломное время именно поэму «Человек» по той же самой причине, по которой Юрский в переломное время ее читает. И снова не про Юрского хочу сказать, а про Вас. Про нашу с Вами жизнь, над которой легко иронизировать, но которую не так-то просто прожить.

Как же
себя мне не петь,
если весь я -
сплошная невидаль,
если каждое движение мое -
огромное,
необъяснимое чудо.

Знаете, про кого это написано ? Думаете, про Маяковского? Нет, про всех. И потому поэма «Человек» - это напоминание о том, что все мы - люди. И что нет ничего более интересного, важного и сложного, чем бури, происходящие внутри человека. И об этом нужно постоянно напоминать, А то забываем. Только не надо пенять на время: за душу свою человек всегда отвечает сам. Кто-то, может быть, вздохнет: «Человек» - поэма для понимания сложная. Спорить не буду. Но разгадка этой поэмы - это не разгадка творчества Маяковского или постижение работы Юрского, в первую очередь, это постижение самого себя. Души своей, сердца. ...Есть художники, проходящие по жизни с высоко поднятой головой. Они идут к своей цели - по дороге, где даже не итог важен, а сам путь. И присутствие таких художников в нашей жизни необходимо, как необходим, скажем, маяк кораблям.