МХАТ СССР им. М.Горького. К 75-летию театра. 1898-1973 гг. - Тема Ленин и революция в спектаклях Художественного театра - (часть 2-я из 9-ти)

 
серия "Живые страницы истории советского театра"

ПЛАСТИНКА 2-я - Тема "Ленин и революция" в спектаклях Художественного театра

Фрагменты из спектаклей -
Вс. Иванов - "Бронепоезд 14-69"
Л. Рахманов - "Беспокойная старость"
Н. Погодин - "Кремлёвские куранты"
Н. Погодин - "Третья патетическая"
________________________

Десятилетие Великой Октябрьской социалистической революции МХАТ стремился отметить современным революционным спектаклем. В поисках пьесы театр остановился на «Партизанских повестях» Вс. Иванова и предложил автору написать по их мотивам пьесу. Так родился «Бронепоезд 14-69». Спектакль, положивший начало ряду работ, посвященных Революции, Ленину, стал истинным творческим и политическим манифестом театра, поворотным пунктом в его истории (постановка К.С. Станиславского, режиссеры - И. Судаков, Н. Литовцева, художник - В. Симов). Премьера «Бронепоезда 14-69» состоялась 8 ноября 1927 года. Горький говорил театру: «Вы положительно овладели секретом вечной молодости. Это потому, что вы умеете растить молодежь, которая омолаживает весь театр». Рядом с Качаловым, сумевшим психологически правдиво раскрыть образ вожака сибирских партизан Вершинина, по-новому раскрылись дарования Н. Хмелева (Пеклеванов), Н. Баталова (Васька Окорок), М. Кедрова (Сия Бину).
Центральной в спектакле стала сцена «На колокольне», в которой утверждается мужество народа в его борьбе, мощь интернационального братства трудящихся всего мира. На пластинке воспроизводится запись фрагментов из спектакля, возобновленного с новыми исполнителями в 1963 году (режиссер - И. Раевский, художник - Б. Волков). Духовная сила и обаяние учёного-энтузиаста, отдавшего свой труд революционному народу, привлекли Художественный театр к пьесе Л. Рахманова «Беспокойная старость». Спектакль, поставленный в 1956 году учеником К. С. Станиславского режиссером Н. Горчаковым (художник - Л. Силич), рассказал о судьбе профессора Полежаева, прообразом которого автору послужил выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев. Полежаева играл Ю. Кольцов. МХАТ, как отмечалось в прессе, «вывел на сцену человека нестареющей мысли, неудержимой духовной устремленности в будущее, для которого нет ничего несноснее самодовольного покоя, домашней отстраненности от жизни». Одна из наиболее впечатляющих сцен спектакля - телефонный разговор Полежаева с Лениным. Тема «Ученый и Революция» стала ведущей в спектакле «Кремлевские куранты», поставленном по пьесе Н. Погодина в 1942 году. (Руководитель постановки - Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры - Л. Леонидов, М. Кнебель, И. Раевский, художник - В. Дмитриев). Роль Ленина исполнял А. Грибов, Забелина - Н. Хмелёв. Впервые МХАТ обратился к сценическому воплощению образа великого вождя.