МХАТ СССР им. М.Горького. К 75-летию театра. 1898-1973 гг. - Чехов и Горький на сцене Художественного театра - (часть 4-я из 9-ти)

 
серия "Живые страницы истории советского театра"

ПЛАСТИНКА 4-я - Чехов и Горький на сцене Художественного театра

Фрагменты из спектаклей -
М. Горький - "В людях"
М. Горький - "Враги"
М. Горький - "Егор Булычёв и другие"
А. Чехов - "Три сестры"
________________________

С давних пор тесная творческая дружба связывает художественный театр с Леонидом Леоновым. Его первое драматургическое произведение - «Унтиловск» - поставил в 1928 году К. Станиславский. В 1957 году состоялась премьера «Золотой кареты». Это был «спектакль трагических противоречий жизни. Сценическая симфония во славу человеческого мужества. «Песнь о счастье, простом, как хлеб» (Н. Зайцев). Жизненные пути не повторяются, дети будут счастливее своих отцов, хотя это будет нелегкое счастье, - говорил мхатовский спектакль. Режиссёры П. Марков, В. Орлов, Станицын, художник Л. Силич шли к постижению философии леоновской пьесы, вникая в сложный нравственный мир ее героев. Главный герой пьесы С. Алешина «Все остается людям» - ученый Дронов, вся жизнь которого - подвиг ради людей. Человек может жить в своих делах и после смерти. Проблема долга перед обществом, честности перед самим собой стала главной в мхатовском спектакле, поставленном в 1959 году Г. Конским и Ю. Недзвецким (художник - Л. Силич). Наиболее остро прозвучала эта тема в сцене спора Дронова и священника Серафима Николаевича. «Жизненная позиция большого учёного и большого, тяжко больного человека особенно полно раскрывается в его споре с умным попом Серафимом», - писал А. Анастасьев. В споре, что выше - «призрачная вера в божественное провидение или действенная вера в жизнь, в человека, творящего жизнь для людей», побеждала правда Дронова. После Октябрьской революции пьесы Чехова и Горького не сходят со сцены МХАТ. Если К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко создали идущий в искусстве новым путем творческий коллектив, то Чехов и Горький создали репертуар театра, проникнутый духом современности и гражданским пафосом. В 1933 году из нескольких произведений Горького была создана инсценировка, объединенная общей темой, - «В людях». Спектакль, поставленный М. Кедровым (художник - С. Иванов), отображал детские и юношеские годы писателя, чудовищное уродство окружавшей его жизни. Символом произвола и нелепости общественного устройства становилась гротесковая фигура булочника Семёнова (М. Тарханов). Пьеса М. Горького «Враги» была поставлена во МХАТ Вл. И. Немировичем-Данченко и М. Кедровым в 1935 году (художник - В. Дмитриев), Она давала богатейший материал и предъявляла «требования особого стиля... стиля высокого реализма». «Должен признаться Вам, что с работой над «Врагами» я по-новому увидел Вас как драматурга, - писал Вл. И. Немирович-Данченко М. Горькому. - Вы берёте кусок эпохи в крепчайшей политической установке и раскрываете это не цепью внешних событий, а через характерную группу художественных портретов, расставленных как в умной шахматной композиции. Мудрость заключается в том, что самая острая политическая тенденция в изображаемых столкновениях характеров становится не только художественно убедительной, но и жизненно-объективной, непреоборимой... «Враги» я считаю лучшим современным драматическим спектаклем и одним из лучших в истории Художественного театра...» Во «Врагах» нашел наиболее полное выражение синтез трех восприятий - жизненного (не «житейского»), театрального и социального, - который Вл. И. Немирович-Данченко определял как сущность современного сценического искусства. Все образы спектакля, резко делившиеся на два лагеря - капиталистов и рабочих, отчетливо несли горьковскую мысль. В 1934 году театр обратился к новой пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие» (режиссер - В. Сахновский, художник - К. Юон). Вл. И. Немирович-Данченко, руководивший постановкой, писал драматургу: «Такая пьеса, такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций». В течение долгих лет театр связывала творческая дружба с М. Горьким (его имя было присвоено МХАТ в 1932 году). Первая встреча с великим пролетарским писателем произошла в 1902 году при постановке его пьесы «Мещане». 16 декабря 1902 года увидела свет рампы вторая пьеса Горького - «На дне» (постановка К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, художник - В. Симов). Если Чехов ставил новые общественно-художественные задачи, то Горький как драматург давал острый социальный анализ и звал к активной борьбе. МХАТ увлёкся смелостью наполняющих пьесу бунтарских мыслей, которые, по признанию Качалова, «были сродни и бунтарству нашего молодого театра». «Свобода - во что бы то ни стало», - так определил Станиславский духовную сущность пьесы «На дне». «Во время «Дна», - вспоминал впоследствии Вл. И. Немирович-Данченко, - бунтующая и непримиримая правдивость соединяла его (Горького) с Художественным театром в общем натиске против канонов отживающего искусства за новое социальное содержание и новые формы...» Успех был ошеломляющий. Пьеса заставила театр искать новые выразительные средства. Ее «боевой тон, бьющие, как хлыстом, слова, революционно насыщенная подоплека пьесы нашли сильное... театральное воплощение...» (Вл. И. Немирович-Данченко).
Спектакль явился знаменательным событием не только в истории МХАТ, но и в общественной жизни страны накануне русской революции 1905 года. Режиссура помогла артистам раскрыть романтический пафос горьковской пьесы, с ее призывом изменить жизнь, которая «не по росту человека», сбрасывает его на «дно» и предлагает в утешение ложь. Восхищаясь искусством мхатовцев, М. Горький писал: «Вл. Ив. Немирович-Данченко так хорошо растолковал пьесу, так разработал ее, что не пропадает ни единого слова. Игра - поразительна. Москвин, Лужский, Качалов, Станиславский, Книппер, Грибунин совершили что-то удивительное...» Спектакль сохранялся в той же постановке долгие и долгие годы. В записи сцен из спектакля, относящейся к 1940-м годам, роли главных героев исполняют актеры второго поколения МХАТ. Тема бесповоротного разрушения старого уклада определяла звучание спектакля «Вишневый сад» (постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, художник - В. Симов). В последней пьесе Чехова с особой остротой отразились общественные веяния эпохи. Не случайно «Вишнёвый сад» был запрещен цензурой для постановки в народных театрах как пьеса, изображающая «в ярких красках вырождение дворянства». «Вишневый сад» - живая для нас, близкая, современная пьеса… голос Чехова звучит в ней бодро, зажигательно, ибо сам он смотрит не назад, а вперед», - так определял Станиславский значение этой пьесы для Художественного театра. Отрывок из «Вишневого сада» дается в постановке 1904 года
(запись сделана в 1930-х годах).