Линия жизни - Писатель Владимир Маканин

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
В этот раз героем программы "Линия Жизни стал Владимир Маканин - писатель с мировым именем, лауреат Государственной премии, премии "Русский Букер", Международной Пушкинской премии. Отвечая на вопросы аудитории, Владимир Маканин рассказывает, каким был его путь в литературу: школа на Урале, поступление на мехмат МГУ, учеба на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Маканин говорит о том, что такое слава литератора, можно ли отличить настоящего писателя от графомана, о героях своих произведений и, конечно, о своем новом нашумевшем романе "Испуг".

МАКА́НИН Владимир Семенович (р. 1937), русский писатель, Государственная премия (2000).
От «исповедальной» прозы — к антиромантизму, иронии, к проблеме «беспочвенного человека»; роман «Портрет и вокруг» (1978); сборники повестей и рассказов: «Повесть о Старом Поселке» (1974), «Голоса» (1982), «Река с быстрым течением» (1983). Проблема взаимосвязи творческой личности и «массы» — в повести «Где сходилось небо с холмами» (1984); повесть «Один и одна» (1987), «Андеграунд» (1999).

Окончил механико-математический факультет Московского университета (1960) и Высшие сценарные курсы. До конца 1960-х гг. — преподаватель, затем —кинематографист и профессиональный литератор. Живет в Москве.

Этапы творчества
Маканин — автор трех романов: «Прямая линия», с которым он дебютировал в 1965, «Портрет и вокруг» (1978) и «Андеграунд, или герой нашего времени» (1998). К романам примыкают повести, некоторые из которых, такие как «Предтеча» (1982), «Один и одна» (1987), «Стол, покрытый сукном и с графином посредине» (1993), могут расцениваться как «небольшие» романы.

Особую роль в прозе Маканина играет художественное пространство (тождественность пространства и Слова прямо декларируется в «Андеграунде»). Хронотоп (писатель сам использует термин М. М. Бахтина) в прозе Маканина разделен на «черное небо» с едва угадываемыми Луной и созвездиями (его образный аналог — «Черный квадрат» Малевича), символ непостижимого Вечного, и то, что под землей — подполье, подземелье, «андеграунд», «лаз», яму, ямку, норку, символизирующие начало и исход земного существования, материнское лоно, подсознание личности или же «коллективное бессознательное» (Г. Юнг). Туда, вниз, чаще, чем в «черное небо», устремлен пристальный взгляд писателя и его героев: в землю уходит после смерти в легенде знахарь Якушкин (повесть «Предтеча», 1982), в символическом «подполье» проживает свою жизнь герой «Андеграуда» (1998), в ямку в земле устремлен вспоминающий взгляд писателя Тартасова — героя одного из последних маканинских рассказов («Удавшийся рассказ о любви»).

Есть у Маканина и срединный мир — земля, то место, «где сходилось небо с холмами» (название одной из лучших повестей Маканина, 1984). Срединный мир, в свою очередь, делится на большое пространство — уральские степи, сибирские просторы, и «тесноту» людского общежития: барак, «аварийный поселок» в «Где сходилось небо с холмами», «большой город» — муравейник, давший название одной из книг писателя — «В большом городе» (1980), «общага» в «Андеграунде».
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=648645