Блок А., Чуковский К. - Здравствуйте, Александр Блок - (стихи - проза), (исп.: Георгий Сорокин), (Зап.: 1982г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Здравствуйте, Александр Блок. Театр одного актёра. Стихи Александра Блока разных лет; Дневники, письма, записные книжки; Воспоминания Корнея Чуковского; поэма "Двенадцать" в исполнении народного артиста РСФСР Георгия Сорокина.

Георгий Васильевич Сорокин (25.11.1916г., г. Кисловодск - 19.08.2010г., г. Москва) - российский актёр, мастер художественного слова, народный артист РСФСР (1974). В 1938 г. окончил Театральное училище им. М. Щепкина (1938). В 19391956 гг. - в Центральном театре Советской армии. Снялся в таких картинах, как «Учитель танцев» (1952), «Весёлые звёзды» (1954), «Она вас любит!» (1956), Операция «Трест» (1967), «Диалог» (1977). С 1956 г. - в Москонцерте. Первая сольная программа «Вл. Маяковский» (1950). В 1953 сделал композицию по пьесе Маяковского «Клоп», тогда ещё не шедшей на театральных сценах. В 1956-1957 гг. выступал с сатирической прозой, включавшей произведения М. Зощенко, роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». На рубеже 1950-1960-х гг. включает в репертуар стихи Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского. В середине 1960-х гг. создаёт две композиции по произведениям С. Есенина. В первую, кроме лирики, входила поэма «Пугачёв», во вторую - «Анна Снегина» и «Чёрный человек». В результате общения с Е. Булгаковой возникла композиция «Булгаков», в неё входили фрагменты из романа «Мастер и Маргарита» (1974). В середине 1970-х гг. в творческом содружестве с режиссёром А. Конниковым создаёт новые работы: «Федор Достоевский» (сцены из романов «Идиот», «Братья Карамазовы») (1971); «Аэропорт» по роману А. Хейли; «Я пришёл дать вам волю» по роману В. Шукшина о Степане Разине. В 1980-е гг. читает стихи М. Цветаевой - «Поэзия. Судьба. Характер» (1986); А. Ахматовой, В. Высоцкого. Значительными работами над прозой явились: «А. Куприн. Рассказы» (1985), Л. Соболев «Морская душа», «Солженицын, вернитесь!». В 1993 г. выступал с литературно-музыкальным моноспектаклем «Фёдор Шаляпин» (по книге «Маска и душа»). В 1999 г. - «Мой Пушкин», получивший пушкинскую медаль от Российской Академии словесности; в 2000 г. - «Александр Вертинский» (по книге «Дорогой длинною», реж. А. Кравцов), посвящённый памяти М. Брохеса; «Ваш Антон Чехов» (повесть «Дама с собачкой» и рассказы); «Виктор Боков. Стихи». Последняя программа «Художник Игорь Обросов» (по книге «Чёрное и белое») - новеллы о жизни и искусстве XX века.
___________________

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении - Никола́й Корнейчуко́в), (19 [31] марта 1882г., г. Санкт-Петербург - 28 октября 1969г., г. Москва) - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017г. превысил два миллиона экземпляров.

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880г., г. Санкт-Петербург - 7 августа 1921г., г. Петроград) - русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Аккомпаниатор (фортепиано) - Михаил Б. Брохес.

Иллюстрации:
Г.Сорокин
К.Чуковский
А.Блок

P. S.:

Книги обычно питают самостоятельно. А еще их можно слушать. И прозу, и стихи. В добрые старые времена садились вечерами всей семьей в гостевой вокруг большого стола под абажуром, открывался том, и затевалось традиционное чтение вслух, для всех. Слушать очень интересно, потому что можно закрыть глаза, и звучащие строки складываются в почти осязаемые картины.» Традиция, увы, уже уходящая, благодаря телевизионной «экспансии». Однако неизменно первые свои книги мы узнаем именно с голоса - мамы ли, бабушки. Между книгою и тобою - добрый посредник, проводник.
Вы скажете, что такое бывает лишь в детстве. Но ведь и сегодня мы с охотою идем на выступления мастеров звучащего слова, ставим пластинки с их записями на проигрыватель, хотя, казалось бы, зачем - книга-то рядом, на полке, руку протянуть. А в том-то и дело, что здесь у нас есть интересный посредник. Один из таких замечательных посредников - народный артист РСФСР Георгий Сорокин. В числе его чтецких программ - стихи Владимира Маяковского, лирика Марины Цветаевой, философский роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сколь непохожие произведения, и сколь верно удается каждый раз Георгию Сорокину передать слушателям высокий полет стиха и могучую поступь прозы. А это непросто, ведь в чтении стихов, и прозы есть свои особенности, свои тайны. Главное здесь - способность максимально вжиться в образную систему писателя, проникнуться его мироощущением, попытаться понять его как бы изнутри. (Недаром же на подготовку каждой программы у артиста уходит около года, а то я больше). И когда внимаешь бессмертным стихам А. Блока в исполнении Георгия Сорокина - понимаешь, чувствуешь: они пережиты им глубоко и чутко. Восприятие поэзии сугубо индивидуально, интимно - оно зависит и от уровня личности, и от склада ума и души, и от возраста, наконец (потому-то одни и те же стихи мы порой воспринимаем по-разному), оттого и разные артисты преподнесут нам их по-своему, предложат свое прочтение. Мы знаем, как читал своя стихи сам Александр Блок: существуют свидетельства современников, чудом уцелели немногочисленные драгоценные записи на восковых валиках старого фонографа. Должен ли артист пытаться имитировать авторское чтение ? Отнюдь. Ведь копия всегда неизбежно бледнее оригинала. Владимир Яхонтов, например, читал стихи Маяковского, не пытаясь подделаться под характерную манеру исполнения самого поэта, и Георгий Сорокин не читает блоковские строки «под Блока». Читать Блока можно всю жизнь, и перед нами постепенно будут открываться всё новые и новые грани, глубины, оттенки мысли и настроения. Слушая их в исполнении Георгия Сорокина, мы поднимаемся на несколько ступенек по лестнице восприятия прекрасного - артист помогает вам это сделать. Сорокин бережен к слову поэта, но бережность эта, по счастью, не переходит в самоцель, в однобокое упоение звукописью и ритмикой, самою формою. Духовное содержание поэзии Блока - вот что важно для него в первую очередь, вот что он стремится поведать слушателю. И при этом - никакой аффектации, никакой чрезмерности. Так, например, бессильно-трагическое «я пригвождён к трактирной стойке» Георгий Сорокин читает без ненужного надрыва, ему нет необходимости прибегать к лобовому приему; чем сдержаннее передает он горькую эмоцию грустных блоковских строк - тем драматичней они звучат. Верный «показатель» чуткости исполнителя к произведению - это правда интонации. Строгая нежность и трезвая отстраненность, сдержанная боль и умная ирония, высокая романтика и плоть реализма - эти и другие оттенки Григория Сорокин передает нам точно и определенно. Вот хотя бы стихотворение «Над озером»: здесь задумчивая беседа с вечернем озером, «вздохи сосен и воды» и насмешливый гротеск при виде дачного пошляка «с ногами, завернутыми в трубочки штанов», а дальше тихое утро в томные строки письма трагической актрисы... А какое богатство интонаций открывает Георгий Сорокин в поэме «Двенадцать»! Полифоничность её звучания выражена актером свободно и ярко. Он мгновенно и точно входит в роли, так что в многоголосье «Двенадцати» то и дело возникают моментальные портреты; злобного вещуна предвещающего гибель России, грешной Катьки, красногвардейца Петрухи... Это, по сути дела, моментальные перевоплощения, коротенькие и ёмкие роли. Таким образом мы как бы находим ключ к пониманию творческого метода Георгия Сорокина: в его исполнении часто присутствует актерское начало. Те, кто слышали его блоковскую программу (да не только её) на эстраде, могли в этом убедиться еще полнее. Выступления Сорокина - всегда законченный моноспектакль со своим сюжетом, пусть не лежащим на поверхности, но прочитывающийся достаточно явно и определенно. В исполнении блоковского цикла со сцены Сорокин привносит романтические реалии быта, являющиеся одновременно многозначными символами, согласующимися со стихами Блока не столько прямолинейно, «сюжетно», сколько метафорически. Совсем простые предметы - небольшой женский портрет «В простой оправе», бокал вина, томик стихов - выступают здесь не только как бытовые аксессуары. Их назначение, во-первых, способствовать артисту войти в роль, а, во-вторых, через, так сказать, «видеоряд» дать зрителю-слушателю более полное толкование этой, условно говоря, роли. В грамзаписи мы лишены возможности видеть, как Георгий Сорокин исполняет стихи Блока. И тем труднее его задача: единственный «рабочий инструмент» здесь - голос. И ещё на помощь приходит сестра поэзии - музыка: от Блока и Брамса до народных мелодий. Точные подключения музыкальных фрагментов к чтению возвышают наш эмоциональный настрой. Музыка как бы рифмуется со звучащими стихами, и в результате возникает сплав нераздельный к проникновенный. Какое, например, существенное значение имеет музыка, когда Георгин Сорокин исполняет «Двенадцать» или «Незнакомку»... Помимо стихов артист включил в программу фрагменты воспоминаний об Александре Блоке. Благодаря этому образ поэта предстает перед нами полнее, воспоминания как бы комментируют и дополняют звучащие стихотворения. Поэзия обладает удивительным свойством - собеседовать с каждым наедине. Наедине - и не обязательно один на один с томиком стихов, а даже в большом зале, где локоть к локтю сотни слушателей, и все же каждый - наедине. Вот и чтение Георгия Сорокина оставит нас наедине с поэзией Блока. Стоит только поставить эту пластинку на диск проигрывателя и слушать...
- Алексей Ерохин -