Незабываемое. 1941-1945. - Вспоминает бывший комсорг агрегатного цеха ЧТЗ Степан Соколов -

 
Челябинский тракторный завод (до 6 октября 1941 года - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, до 20 июня 1958 года - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске (в годы ВОВ - завод № 100), с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года - производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина») - названий завод поменял не раз, но в народе предприятие больше известно как «Танкоград». Ещё до войны, в 1940-м году, на ЧТЗ, где основным направлением был выпуск тракторов, начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода (Ленинград). В августе 1940г. из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый челябинский танк. После начала войны в 1941 году в Челябинск эвакуировали Харьковский моторный завод № 75 и Кировский завод, а также ряд смежных заводов, оказавшихся в зоне досягаемости немецкой авиации. На базе эвакуированных из европейской части СССР промышленных предприятий было сформировано новое мощное оборонное предприятие Советского Союза, которое получило неофициальное название «Танкоград». Официальное название - «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100). С августа 1942 года уральское предприятие стало выпускать танк Т-34 массовое производство которого на предприятии наладили всего за месяц, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. С февраля 1943 года - самоходные артиллерийские установки, а с сентября 1943 года - тяжёлые танки ИС-2 (Иосиф Сталин). Всего за годы Великой Отечественной войны конструкторским отделом ЧТЗ было создано 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизель-моторов. Завод выпустил 18000 единиц (танков и самоходных установок), 48500 танковых дизельмоторов и 17,7 миллиона заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения на ЧТЗ сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.