Любицкий А - Беседы о музыке - С.С.Прокофьев (чит.В.Монюков)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Беседы о музыке - С.С.Прокофьев

Автор текста А. Любицкий.
читает В.Монюков

Яркая и могучая, жизнерадостная и светлая музыка Прокофьева вобрала в себя всевозможные проявления духовной жизни человека. “С. С. Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огромный вклад.

В Москве, в Центральном государственном архиве литературы и искусства, хранится множество писем, документов, рукописей знаменитых поэтов, драматургов, композиторов. В архиве замечательного советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева среди многих других рукописей есть небольшая нотная тетрадка с надписью: «Великан», опера Сережи Прокофьева». Эту оперу он сочинил, когда ему было девять лет. «Великан», конечно, совсем еще детское его сочинение. Но уже через несколько лет Прокофьев написал фортепианные пьесы, которые и теперь играют пианисгы.
А в 1912 году, когда ему был 21 год, он выступил публично со своим фортепианным концертом, вызвавшим целую бурю споров. Такой своеобразной была эта музыка.

В 1914 году Прокофьев окончил Петербургскую консерватор как композитор и пианист. Он учился у композиторов Н. А. Римского-Корсакова и А. Лядова и у известной пианистки А. Есиповой. В 20-е годы Прокофьев несколько раз играл свои сочинения Владимиру Маяковскому, и тот подарил ему экземпляр своей поэмы с такой удивительной надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский». В музыке Прокофьева поэт чувствовал родственные себе силу, смелость и глубину.
Эти качества всегда сопутствовали прокофьевской музыке: и когда в 30-х годах он писал балет «Ромео и Джульетта» на сюжет трагедии Шекспира, что казалось невероятным (говорили: Шекспир и балет — разве это возможно?); и когда в 40-х годах он задумал и написал оперу «Война и мир», воплотив в ней образы грандиозного романа Льва Толстого. А в опере «Семен Котко» по повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа» Прокофьев сумел сделать, кажется, самое трудное для оперного композитора: он правдиво и убедительно рассказал о героях наших дней.
Всем, наверное, знаком замечательный фильм об Александре Невском. Музыку к этому фильму тоже написал Прокофьев. Сергей Эйзенштейн, постановщик этого фильма, говорил, что Прокофьев — самый прекрасный кинокомпозитор, потому что редко кто может так метко схватить и передать в музыке движущиеся образы киноленты.

В детстве Прокофьев очень любил ездить по железной дороге, играть в шахматы, сочинять пьесы для домашнего театра и еще многие другие увлекательные вещи. Став взрослым, он написал для детей полную разных игр «Детскую музыку», симфоническую сказку о пионере Пете и волке, сюиту «Зимний костер», в музыке которой есть и бегущий поезд, и снег, и шумный пионерский сбор у костра. В других своих музыкальных историях и сказках он весело и мудро рассказывает о путешествиях принца за тремя апельсинами, о Гадком утенке, о Золушке, о Каменном цветке. В сказках добро всегда торжествует над злом. Поэтому и любил их Прокофьев.

http://muzruk.info/?p=4182