В 1932 году советский ученый, исследователь и директор Всесоюзного арктического института Отто Шмидт впервые в истории мореплавания прошёл на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» весь Северный морской путь от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию (без зимовок - за одно полярное лето). Однако до Владивостока «Сибиряков» не добрался - потеряв во льдах Чукотского моря часть гребного вала и винт, он вышел в Тихий океан под самодельными парусами из брезента. Для дальнейшего развития Северного морского пути Центральным комитетом ВКП(б) и Советом народных комиссаров СССР в декабре 1932 года был создан Главсевморпуть (ГУСМП), который возглавил Шмидт. Задача этого управления заключалась в том, чтобы «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». В 1933 году было принято решение о необходимости повторения похода, состоявшегося в 1932 году, на одном из ледокольных судов. Наиболее подходящим для этих целей похода стал строящийся в Дании ледокольный пароход «Лена» (он же - «Челюскин»). «5» июня 1933 года судно «Лена» прибыло из Копенгагена в Ленинград. «19» июня 1933 года «Лена» была переименована в честь российского мореплавателя Семена Челюскина, который открыл самую северную точку континентальной Евразии. «16» июля 1933 года «Челюскин» отправился в Мурманск. Там было закончено комплектование экипажа, получены свежие овощи и другие продукты на весь рейс включая четырех свиней и 26-ть коров. На палубе был установлен самолет-амфибия Ш-2 для разведки. При отплытии из Мурманска на борту находились 112 человек: экипаж, экспедиция, а также смена полярников и строительные рабочие, направлявшиеся на остров Врангеля. Возраст участников колебался в пределах от 20 лет до 51 года. Только треть персонала обладала полярным опытом. На борту находились женщины из состава экспедиции, жена начальника зимовки на острове Врангеля Петра Буйко с полуторагодовалой дочерью Аллой и беременная жена геодезиста Василия Васильева, направлявшегося на остров Врангеля. Плыли также корреспонденты «Известий» и «Комсомольской правды», художник Федор Решетников, фотограф Петр Новицкий, два кинооператора и поэт Илья Сельвинский. «Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова». Предстояло проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов и каким образом организовать совместную работу этих судов и ледоколов на всем пути. В ходе экспедиции планировалось сменить зимовщиков острова Врангеля, которые уже четыре года не получали снабжения с большой земли, расширить полярную станцию, а также изучить ряд участков Северного Ледовитого океана. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна. В день отплытия из Мурманска, 10 августа, он записал в дневнике: «Я знаю, что меня ждет, как мне трудно будет вести это суденышко через арктические льды». «13» августа 1933 года у «Челюскина» появились серьезная деформация корпуса и течь. В середине сентября судно вошло в Чукотское море. «22» сентября в Москву поступила телеграмма: «Последние дни «Челюскин» в тяжёлом льду. Легли в дрейф, ожидая изменения обстановки». «5» ноября 1933 года «Челюскин» всё же вошел в Берингов пролив, но так и не смог пройти его. Пароход был затёрт льдами, потерял управление и начал дрейфовать обратно в Чукотское море, где провёл 101 день. «13» февраля 1934 года в результате сильного сжатия ледовой массой левый борт судна разорвало от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода. Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью и затонул в течение 2-х часов. «13» апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». За судьбой челюскинцев, которым пришлось два месяца провести на льдине в условиях полярной зимы, следил весь Советский Союз. Их спасатели - лётчики-полярники - стали первыми Героями Советского Союза.
Иллюстрации:
Отто Шмидт (на фото справа)