Кешоков А. - Начало поэтической мысли... - (вед.: автор), (Зап.: 1983г.)

 
Запись с грампластинки «Кругозор» (№ 11 за 1983 год).

«Кругозор» - ежемесячный советский и российский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок.
__________________

Алим Пшемахович Кешоков (кабард.-черк.: Кӏыщокъуэ Пщымахуэ и къуэ Алим) (22.07.1914г., селение Шалушка, Терская обл. - 29.01.2001г., г. Москва) - советский кабардинский поэт, прозаик. Народный поэт Кабардино-Балкарской АССР (1964). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1968). Герой Социалистического Труда (1990).

Иллюстрации:
Кӏыщокъуэ Пщымахуэ и къуэ Алим

P. S.:

Алим Кешоков родился в большом и живописном ауле под названием Шалушка. В этом месте плоскость Кабардинского нагорья начинает ломаться, вздыбливаться, разверзаться ущельями, превращаться в Кавказские горы. Соседствуют здесь спокойные ровные дороги и крутые витиеватые тропинки, сочная свежая трава и белизна горных снегов, ревущие коричневые потоки и невозмутимые, бесстрастные синие озера, словно застекленные кусочки южного неба, грохотание обвалов и осыпей и глубокая тишина вершин, приподнятая к звёздам. Такова природа, которая по своему образу и подобию формировала и настраивала душу поэта. Но одна ли только природа участвует в строительстве личности, её самосознания, привязанностей, пристрастий, сыновней любви? Уж если природа создает и формирует певца для самой себя, то ещё в большей степени и с большей ответственностью, с возложением ещё более строгой миссии поэта ? сотворяет народ в сложном комплексе своём с устным древним фольклором, со сложившимися веками бытом, типом жилища, типом одежды, утвари, типом обычаев и обрядов, легенд и традиций, стремлений и чаяний, ну и, конечно с нынешнем днём. Огонь кабардинской пляски и стук подков по ночной дороге, горьковатый дым очаге и вкус кукурузной лепешки, многодневные свадьбы и голоса муэдзинов, скрип арбы и протяжные песни, насечки на серебре и мохнатая папаха, нависшая на острые живые глаза, медлительные беседы седобородых стариков и частоговорка повздоривших между собою горянок, шумные базары и удалая джигитовка, колосья на скудной каменистой земле предгорий и отары, ползающие по склонам гор, - таков уклад жизни, таковы некоторые штрихи быта, которые наравне с родной природой наполняли поэта тем, что составит потом содержание его поэзии. Но есть и ещё одно важное слагаемое, и называется оно - время. Одно дело многодневные свадьбы и мирные отары где-нибудь в XIX веке, а другое дело после 1917 года, в 1920-е годы, в 1930-е, в период ломки вековых устоев, в период перетряски тех самых примет старого быта а то и самой природы. Создание письменности, коллективизация, вовлечение молодёжи в комсомол, новые газеты, первые школы, приобщение народов Северного Кавказа к общему движению огромной страны и распространение её проблем на все без исключения большие и малые народы... Не будем гадать, как сложилась бы судьба кабардинского мальчика без тех коренных перемен в судьбе кабардинского народа, о которой только что говорилось. А в новых условиях она сложилась как двухлетняя сельская школа в 1926 году; школа- интернат (редактирование школьной стенгазеты, культпоходы по селам в летние каникулы, школьная самодеятельность удостоверение об «успешном окончании восьмой ударной ускоренной группы» в 1931 году, а затем филологическое отделение 2-го Северо-Кавказского пединститута; учение в Москве; возвращение в Нальчик руководство Научно-исследовательским институтом национальной культуры, вступление в партию, участие в Великой Отечественной войне, избрание депутатом Верховного Совета, присуждение Государственной премии РСФСР им/ Горького, участие (сегодня) в работе Союза писателей СССР в качестве одного из секретарей...
- Владимир Солоухин -