Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия».
«Глиняный Иванушка» - Сказка / Другие названия: Глиняный парень, Глиняный Иванушко, Глиняный человечек, Пыхтелка / «Глиняный Иванушка» - одна из самых распространённых сказок Заонежья. Перекликается со сказкой «Пых». «Глиняный Иванушка» представлен в русском репертуаре восемью записями. / В книге «Сказки и предания Северного края в записях И.В. Карнауховой» (М.: 2008 г.) указано имя сказительницы, которая поведала будущим поколениям сказку «Глиняный Иванушка» - Пелагея Никифоровна Коренная.
Гончар и его жена, у которых не было детей, слепили из глины парня. Он попросил есть, и съел у них весь хлеб, выпил всё молоко, а потом съел и их самих. Потом вышел на улицу и стал пожирать всех, кто встречался ему на пути: дровосеков, косарей, женщин (грабляниц) с граблями. В конце концов парень встретил козу («коза-робоза»), которая обещала сама впрыгнуть к нему в рот, но вместо этого ударила рогами в живот. Парень разбился, и все люди, которых он съел, вышли на свободу живыми и невредимыми.
Пелагея Никифоровна Коренная (в девичестве - Богданова) (1866г., дер. Фоймогуба, Толвуйская волость, Петрозаводский уезд, Олонецкая губ. - 1939г.) - крестьянка, сказительница.
Ирина Валерьяновна Карнаухова (7[20].11.1901г., Киев - 13.06.1959г.) - советская писательница, фольклорист, чтец-исполнитель народных сказок. В 1926-1932гг. принимала участие в северных фольклорных экспедициях (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора, Поморье). В 1931 опубликовала повести «Кружево на мачте» и «Ой-хо. Повесть о самоедском мальчике». Обработала для детей различные произведения народной поэзии. Написала пьесы для детей: «Старинка стародавняя про могучего русского богатыря Илью Муромца» (1938); совместно с Л. Т. Браусевичем - «Аленький цветочек» (1946), «Золотые руки» (1948), «Колокола-лебеди» (1948); совместно с Н. Ф. Крамовой «Золотое руно» (1959) и др. Сочинения И.В. Карнауховой отмечены художественным вкусом, они воспитывают в детях лучшие качества русского человека.
________________________
Нина Ильинична Беляева (1931 г.р., г. Ульяновск) - советская актриса театра и кино, мастер художественного слова. В 1953-1957 гг. училась в Высшем театральном училище им. Б.В. Щукина (класс - Цецилии Мансуровой). В 1957-1966 гг. - актриса Московского академического театра Сатиры. Впоследствии, до 1987 года, в Московской государственной филармонии в качестве чтеца.
Иллюстрации:
И.Карнаухова
Н.Беляева (в роли поварихи, х/ф «Сказка о царе Салтане», 1966 г.)
P. S.:
Заонежье (карел.: Äänisniemi) - историческое название территории Заонежского полуострова и примыкающих к нему островов Кижских шхер в северо-восточной части Онежского озера. Административно территория Заонежья входит в состав Медвежьегорского района Республики Карелия.
Пелагея Никифоровна Коренная, высокая, подвижная, моложавая женщина. Родом она из Фоймгубы, местности, изобилующей сказками и старинными песнями. Пелагея Никифоровна была неисчерпаемым кладезем песен, заговоров, редких причитей, пословиц, загадок, и т.п.. Несмотря на то, что сын её, с которым она жила, - учитель Космозерской школы, а две дочери были выданы замуж в Петрозаводск и сама Пелагея Никифоровна часто жила в городе, она осталась неграмотной и сохранила свой ярко-выраженный северный говор. Очень живая и весёлая, всегда на работе, она и сказки рассказывала, ни минуты не находясь в спокойном положении. От неё записывались сказки во время растопки ею печи, раздувания самовара, чистки рыбы, пеленания ребёнка и просто неугомонного беганья по дому. Рассказывала Пелагея Никифоровна быстро, выразительно и эмоционально, богатой мимикой поддерживая свои слова: иногда даже «играет» действующих лиц - прикладывая ладони к макушке, изображает зайца (уши); диалог ведёт разными голосами и меняет манеру говорить: медведь у неё говорит низким басом, очень медленно и запинаясь, лиса быстро тараторит сладеньким голоском, а заяц заикается. По выразительности и живости исполнения на памяти нет сказочника, стоявшего на равной высоте с нею. Несмотря на быстрый говор, она слегка растягивает гласные, поэтому речь её легка, звучна и своеобразно певуча. Репертуар Пелагеи Коренной особенно интересен, так как он почти весь состоит из старых сказок о животных, которые больше нигде по всему Шуньгекому полуострову не встречаются. Она дала прекрасные варианты «Колобка», «Лисицы и волка», «Петуха и курицы», и др.. Большая музыкальность и любовь Коренной к песне отразилась и в ее сказках. Почти все они являются ритмической речью, обильно пересыпанной рифмованными фразами. Глиняного парня разбила коза. «И вышли на божий свет - бабка с прялкой, дедка с скалкой, поп с скуфьей, попадья с кужней, дроворубы с топорами, сенокосцы с косами, грабляницы с граблями. - Спасибо тебе, коза-робоза, что ты нас распосла». «Лиса стучит веретушечкой по кодушечки - стук-стук-стук». «Колотят лапкой - зовут - бабкой». Баба погоняет смоляного бычка: «Шлю-шлю, бычок, полевой хвостичок. Я быка по ножке, бык по дорожке». Сказки Пелагеи Никифоровны Коренной, записанные ее сыном, были изданы Петрозаводским Отделом Народного Образования в 1919 году, но настолько были подвергнуты литературной обработке, что записи потеряли большую часть своей ценности.