«Улялаевщина» - Поэма, (годы написания: 1924-1926)
Илья Львович Сельвинский (в 1920-е гг. пользовался псевдонимами - Эллий-Карл и Илья-Карл Сельвинский, в документах военного времени - Илья-Карл Львович) (11 [23] октября 1899 или 12 [24] октября 1899г., г. Симферополь - 22 марта 1968г., г. Москва) - русский советский поэт, прозаик и драматург, теоретик стиха. Один из крупнейших представителей авангарда в русской поэзии. Основатель и председатель Литературного центра конструктивистов. Родился в зажиточной крымчакской семье. В 1919 году поступил на медицинский факультет Таврического университета в Симферополе. В 1921 году переехал в Москву; окончил факультет общественных наук 1-го МГУ (1923). С 1922 года работал в Центросоюзе, в 1928–1932 гг. - в Союзпушнине. В 1933-1934 гг. в качестве корреспондента газеты «Правда» участвовал в полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». Участник Великой Отечественной войны. В послевоенное время преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
__________________
Алексей Анатольевич Консо́вский (15 (28) января 1912г., г. Москва - 20 июля 1991, г. Москва) - советский актёр кино и озвучивания. Народный артист РСФСР (1976).
Иллюстрации:
И.Сельвинский
А.Консовский
P. S.:
Эпопея «Улялаевщина», состоящая из 11-ти глав (более 3000 строк, написанных тактовиком, который поэт считал своим изобретением) и повествующая о Гражданской войне на Урале после революции 1917 года, - одно из главных произведений Сельвинского. Написана она была в 1924 году, впервые опубликована в 1927 году, после чего Сельвинский неоднократно её переделывал, и это печально сказалось на её судьбе. В 1920–1930 годах вышло четыре издания «Улялаевщины» отдельной книгой (М.: Артель писателей «Круг», 1927; М., Л.: Госиздат, 1930; М.: ГИХЛ, 1933; М.: Гослитиздат, 1935) - ей зачитывались, ее знали и цитировали многие, она считалась одним из лучших сочинений Сельвинского и одной из лучших советских поэм. Однако уже в середине 1930-х годов участь, которая ждала многие произведения, не соответствовавшие канону соцреализма, постигла и «Улялаевщину»: её перестали публиковать, а в 1948 году цензура наложила запрет на все издания, кроме четвёртого (1935) (Блюм 2003: 163). Пятое издание «Улялаевщины» вышло лишь спустя 21 год после предыдущего, в 1956 году, причем Сельвинский кардинально переписал эпопею - настолько, что уже тогда возник вопрос, можно ли считать этот текст версией прежней поэмы или это отдельное произведение. Ситуация усугублялась тем, что датировку Сельвинский оставил первоначальную - 1924 год. Несогласие читателей, знакомых со старой «Улялаевщиной», сменилось равнодушием новых поколений, принимавших переделку за текст, написанный в 1924 году, и так «Улялаевщина» оказалась на периферии внимания читательского и, как результат, исследовательского. Сложная, полная перипетий история «Улялаевщины», её создания, переделок, публикаций до недавнего времени была практически не изучена. Самый подробный текст о том, что происходило с эпопеей, - глава «Две «Улялаевщины»» из книги «Жизнь в поэзии» (1967) О. Резника, но в ней основное внимание уделяется анализу идеологической стороны поэмы (Резник 1967: 113-147). Некоторые, чаще всего скупые, сведения об истории и текстологии «Улялаевщины» можно найти во вступительных статьях и комментариях к книгам Сельвинского 1950-1980-х годов (Огнев 1956; Резник 1971; Михайлов 1989). Основная часть наследия Сельвинского хранится в РГАЛИ и семейном архиве в Москве; некоторые документы можно найти в Доме-музее Сельвинского в Симферополе.