Сельвинский И., Сузюмов Е., Кренкель Э., Воронин В. - Подвиг во льдах - (вед.: В.Самойлов, О.Чуваева, В.Маратов, А.Преснецов, и др.), (Зап.: 1984г.)

 
Документальная композиция рассказывающая о драматических событиях происходивших зимой-весной 1934 года с экипажом судна «Челюскин» и участниками советской научной экспедиции, находившейся на этом же судне. Композиция подготовлена Всесоюзным радио СССР на основе материалов Ильи Сельвинского (корреспондент газеты «Правда» в экспедиции на пароходе «Челюскин»), Александра Погосова (механик-моторист на пароходе «Челюскин»), Евгения Сузюмова (советский полярник), Эрнеста Кренкеля (радист-полярник) и Владимира Воронина (капитан парохода «Челюскин»).

«Челюскин» - советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда - «усиленный для навигации во льдах» (англ.: ✠100 A1 strengthened for navigation in ice). В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа (the ice breaking type) для специальных целей или для специального торгового мореплавания (арктической торговли). Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход - 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». Командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название - «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Ивановича Челюскина (ок. 1704/1707 - 1764).
___________________

Исполнители / Ведущие:
Владимир Я. Самойлов, Ольга А. Чуваева, Вадим Маратов, Алексей М. Преснецов, Степан К. Бубнов, Евгений М. Сузюмов, Александр Е. Погосов.

Редактор - Владимир Бурмистров.
Режиссёр (радио) - Юрий М. Маркелов.

Иллюстрации:
пароход «Челюскин»

P. S.:

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов. В Дании, 27 июля 1933 года капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произведенным ремонтом, временно передал командование опытному полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. Тем не менее в Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина». 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек - завхоз Б.Г. Могилевич - погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом).