Ликуй же светло хор наук... - (ЛР), (исп.: Л.Дьячков, Г.Богачёв, М.Данилов, И.Дмитриев, Е.Агафонов, Н.Трофимов, С.Реммех, С.Карнович-Валуа, и др.), (часть 2-я из 3-х), (1985г.)

 
Радиопостановка Ленинградского радио - Страницы жизни Михаила Васильевича Ломоносова.

«...Ликуй же светло хор наук,
Открыл что Петр с Екатериной,
Чтоб слышен был веселой звук.
Сей день вам счастия причиной.
Великий Петр что зачал сам,
Елисавет восставит нам.
Елисаветы долги лета
Прибавят отчей славе света.»
- (отрывок из Всеподданнейшего поздравления для восшествия на престол её величества Елисаветы Петровны в торжественный праздник и высокий день рождения её величества декабря 18, 1741... представлено от императорской Академии наук. Примеч. к вед. 1741, 8 декабря. - Отд. изд. Спб., 1741. Перевод оды Якоба Штелина. Традиционен взгляд на перевод оды Штелина как на стихотворную неудачу Ломоносова; это единственное его произведение, где встречаются нарушения стихотворного размера. Это связано как с весьма низкими поэтическими достоинствами оригинала, так и с крайней спешкой: ода была сочинена по-немецки, переведена на русский язык, одобрена, набрана и отпечатана за тринадцать дней.) -

Михаил Васильевич Ломоносов (8 [19] ноября 1711г., Мишанинская, Архангелогородская губ. - 4 [15] апреля 1765г., г. Санкт-Петербург) - первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, известный также как полимат. Яркий пример «универсального человека» (лат.: homo universalis), проявив себя как энциклопедист, физик и химик: вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики. Основоположник научного мореплавания и физической химии; заложил основы науки о стекле. Астроном (открыл наличие атмосферы у планеты Венеры), приборостроитель, географ, металлург, геолог. Сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка (наряду с Николаем Карамзиным и Александром Пушкиным, и последовавшими за ними классиками русской литературы). Оценивается как великий реформатор русского языка, определивший пути его дальнейшего развития в статусе языка национального. Также художник, генеалог, историограф; поборник развития отечественных наук, экономики, образования (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь). Один из основателей славянской школы, направления российской историографии, представители которого стремились доказать глубокую древность и исконную высокую цивилизованность славян и русских; создатель антинорманизма - южнобалтийской гипотезы. Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской и Болонской академий наук.
_________________________

Действующие лица и исполнители:
Михайло Васильевич Ломоносов - Леонид Н. Дьячков;
учитель / солдат - Геннадий П. Богачёв;
Григорий Николаевич Теплов - Михаил В. Данилов;
Иоганн Альбрехт Корф, президент Петербургской академии наук - Игорь Б. Дмитриев;
Христиан фон Вольф, учитель Ломоносова - Евгений А. Агафонов;
Иоганн Фридрих Генкель - Николай Н. Трофимов;
приятель - Сергей П. Реммех;
слуга барона - Сергей С. Карнович-Валуа;
чиновник посольства - Борис С. Рыжухин;
Христофор Дудин, богатый холмогорский житель - Георгий А. Штиль;
Маша - Татьяна А. Тарасова;
моряк - Всеволод А. Кузнецов.

Режиссёр (радио) - Вадим С. Голиков.

Иллюстрации:
М.Ломоносов