Радиопостановка Главной редакции радиовещания для детей Всесоюзного радио СССР по одноимённому сценарию Юрия Клепиков в исполнении артистов Московского молодёжного театра-студии на Красной Пресне.
«Незнакомка» - Сценарий, 1982 год. / Первая публикация - журнал «Искусство кино», 1984 год.
Жила-была девочка 16-ти лет, в первый раз влюбилась и назвалась Незнакомкой. ... Женя Родимцева из малообеспеченной семьи, живёт вдвоём с мамой, своего отца она никогда не видела. Женя и мама живут очень скромно, у них даже одна пара сапог на двоих. Женя влюблена в Борю Огородова - представителя золотой советской молодёжи. Не надеясь на взаимность, Женя признаётся Боре в своих чувствах к нему по телефону, назвавшись Незнакомкой. Боря заинтригован. Внезапно у Жени меняется ситуация. В связи с получением Женей паспорта ей нужна метрика, а документ у её отца. Женя знакомится со своим биологическим отцом... Благодаря знакомству Жени с отцом и его женой у неё появляется шанс встречи с Борей. Отец и его жена одевают Женю в шикарные вещи, обустраивают для неё комнату в своей огромной квартире. Женя может больше не таиться и признаться Боре, кто такая Незнакомка...
Юрий Николаевич Клепиков (24.08.1935г., г. Челябинск - 01.11.2021г., г. Санкт-Петербург) - советский и российский драматург, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1985), лауреат кинопремии «Ника» (1988), лауреат Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1990). В 2015 году на церемонии вручения премии Российской академии кинематографических искусств «Ника» Юрий Клепиков был награждён Специальным призом Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего. В 1960 году Клепиков окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М. Ломоносова. В 1964 году окончил сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров ВКСР (мастерская Е.И. Габриловича). В 1967 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров при киностудии «Ленфильм» (мастерская Г.М. Козинцева). Автор сценариев популярных советских фильмов - «Седьмой спутник», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Мама вышла замуж», «Даурия», «О любви», «Восхождение», «Летняя поездка к морю», «Я служил в охране Сталина», «Не болит голова у дятла», «Пацаны». В 1989-1991 гг. - народный депутат СССР.
_____________________
Действующие лица и исполнители:
Женя Родимцева - Евгения Гришина (зн. Женя);
Вожжов - Александр Солдатов (зн. Саша);
Боря Огородов - Дмитрий Секретарёв;
мама - Людмила Викторова;
папа - Фёдор Г. Куйбида;
учительница - Наталья В. Позднякова;
Марина Аркадьевна, жена папы - Елена Пунина.
Инсценировка - Константин В. Смирнов.
Литературный редактор - Надежда Дмитриева.
Постановка - Константин В. Смирнов.
Режиссёр (радио) - Владимир Г. Шведов.
Музыкальное оформление - Кирилл А. Уманский.
Звукорежиссёр - Маргарита Дудкевич.
Звукооператоры - Галина К. Засимова, Ирина Воронова, Галина Зудкина.
Песни «В городе моём», «Буги-вуги» - (исп.: Жанна Агузарова).
Песня на стихи Remy Belleau «Мне дыханья не хватает» - (исп.: ??)
Песня группы «Наутилус Помпилиус» «Я хочу быть с тобой» (муз. - Вячеслав Бутусов, слова - Илья Кормильцев).
Иллюстрации:
Ю.Клепиков
P. S.:
В 1982 году известный советский сценарист Юрий Клепиков написал сценарий фильма о старшеклассниках - «Незнакомка». Клепиков писал сценарий под конкретного режиссёра, под Динару Асанову. К началу 1980-х гг. они уже сделали вместе две картины. И для Клепикова Динара была режиссёром, которого он очень хорошо чувствовал. Более того, на тот момент лучше Асановой в нашей стране фильмов о подростках не снимал никто. «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны» - фильмы о детских судьбах, трогающие до глубины души. «Незнакомка» по сценарию Юрия Клепикова должна была стать девятым фильмом Динары Асановой за 10-ть лет её работы в большом кино. Причём, Динара Асанова собиралась снимать не социальную драму, а пронзительную историю любви. И вот, утверждают сценарий, съёмочная группа отправляется в Мурманск. И когда уже треть картины готова, неожиданно - страшная трагедия, Динара Асанова умирает от остановки сердца. Ей было всего 42 года. «Я долго жить не буду», - так говорила Динара Асанова в последние годы своей жизни. И своим друзьям, и даже матери. Но, не смотря на это, ее стремительный уход стал для всех шоком. Съёмки «Незнакомки» останавливают, но время показывает, что не навсегда.
(*) Вячеслав Сорокин: «И через полгода главный редактор Первого творческого объединения Фрижетта Гургеновна Гукасян предложила мне этот сценарий. Я, зная, с восторгом согласился, с благодарностью.»
(*) Алексей Васильев: «И вот, сценарий Юрия Клепикова попадает в руки Вячеславу Сорокину. В то время он был известен по своим фильмам «Жил-был доктор» и «Плата за проезд». В руках Вячеслава Сорокина фильм получался уже совсем другим. История становилась менее лиричной и более жёсткой. А главное: очень для своего времени острой. Сорокин переписал, а правильней сказать: усилил и финальную сцену фильма. В изначальном варианте, у Клепикова, драка девочек была коротким эпизодом. А Сорокин сделал на неё ставку: ему нужен был сильный, эмоциональный финал.»
«Соблазн» - это невесёлая ода своему времени. В середине 1980-х, быть таким, как все, вдруг, стало не модно. И социальное расслоение, в первую очередь, проявилось среди подростков. Дочки партийных работников, продавцов, прочих барменов, уже не стеснялись бросаться деньгами и ходить в школу с золотыми украшениями. Небогатое большинство смотрело на них с нескрываемой завистью. На Ленфильме, в своё время была традиция: после окончания съёмок все костюмы актёры забирали себе в личное пользование. Любопытно, что, когда были закончены все работы над «Соблазном», единственная, кто отказалась от этой привилегии - это исполнительница главной роли, Алиса Зыкина. Она гордо заявила, что всё, что хочет, она сейчас купит себе сама, потому что получит большой гонорар. И действительно, Алиса получила круглую сумму и со всеми этими деньгами поехала в центр кооперативной торговли (второй этаж Некрасовского рынка). Она начала примерять какую-то жутко модную варёную куртку и, под шумок, все эти деньги у неё украли. Домой в Саратов Алиса вернулась ровно в той же одежде, в которой из Саратова перед началом съёмок «Соблазна» уезжала. После съёмок «Соблазна» Зыкину пригласили работать в Ленинградский молодёжный театр, но задержаться там надолго ей, к сожалению, не удалось. Алиса сменила ещё два ленинградских театра, а потом вернулась в Саратов. В кино главных ролей у неё больше не было. Приехавшая их провинции в «Северную столицу», Алиса, в какой-то степени, повторила судьбу своей киногероини. Сюжет картины «Соблазн», в чем-то, перекликается с другой шумной премьерой 1980-х: фильмом Ролана Быкова «Чучело». В начале картины кажется, что Женя из «Соблазна» - это повзрослевшая Лена из «Чучела». Обе влюбляются в мальчиков из обеспеченных семей, придя в новую школу, но дальше истории разные: у Быкова главная героиня идёт одна против всех, у Сорокина - уже в духе времени, социалка - главная героиня пытается выдать себя за дочку богатых влиятельных родителей. Съёмки и озвучание «Соблазна» были закончены в 1987 году. Премьера фильма состоялась в ленинградском Доме Кино. На следующий день исполнителей главных ролей уже узнавали на улице. Ушедший вскоре после премьеры в армию Сергей Лучников вспоминает, что ему, благодаря роли в такой нашумевшей картине, служилось намного легче, чем могло бы. Еще бы - такая «звезда». Судьбы исполнителей главных ролей сложились по-разному. Но есть одно у всех общее: вопреки ожиданиям, вопреки яркому киношному старту, никто из юных «звездочек» в последствии не добился громкой актерской славы. Режиссёр Вячеслав Сорокин пошел вверх: его будущие фильмы будут обсуждать не меньше. А выход на экраны картины «Тоталитарный роман» станет одним из самых ярких кинособытий 98 года. В полнометражном кино Сорокина не видно. Судьба унесла его на съёмки телевизионных сериалов, преимущественно, криминальных. Ещё более резким вираж судьбы получился у драматурга Юрия Клепикова. Один из лучших сценаристов страны после «Соблазна», находясь на пике своей карьеры, вдруг и вовсе прекратил работу в игровом кино.