Митрофан Петрович Беляев (10 [22] февраля 1836г., г. Санкт-Петербург - 28 декабря 1903г. (10 января 1904г. - по новому стилю), г. Санкт-Петербург) - русский предприниматель, меценат, издатель, музыкант-любитель. Из купеческой семьи. С начала 1880-х гг. постоянно проживал в Санкт-Петербурге. Гласный Санкт-Петербургской городской думы (1881-1884). После смерти своего отца отошёл от ведения дел, передав управление семейным делом своему брату Сергею (1847-1911).
_____________________
Станислав Николаевич Ландграф (15.09.1939г., г. Ленинград - 27.12.2006г., Санкт-Петербург) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Иллюстрации:
М.Беляев
С.Ландграф
P. S.:
В 1882 году Митрофан Петрович Беляев начал устраивать домашние квартетные вечера. Н.А. Римский-Корсаков отмечал в своей «Летописи»: «М.П. Беляев, страстный любитель музыки, в особенности камерной, сам будучи альтистом и усердным игрецом квартетов, издавна начал собирать у себя в доме еженедельно по пятницам вечером своих друзей, завзятых квартетистов. Вечер обыкновенно начинался с квартета Гайдна, затем шёл Моцарт, далее Бетховен и наконец какой-нибудь квартет из послебетховенской музыки. Квартеты каждого автора неукоснительно чередовались в порядке их нумерации ... Дойдя до последнего, принимались снова за первый. К зиме 1883-1884 года беляевские «пятницы» стали довольно многолюдны» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни». Москва, 1955. Стр.: 153). С 1884 года собрания проходили в квартире Митрофана Петровича Беляева в его доходном доме на Николаевской улице в Санкт-Петербурге (ныне - ул. Марата, дом. 50 ; дом был построен в 1883-1884 гг. по проекту архитектора В.Ф. фон Геккера). На втором этаже двухэтажной квартиры был устроен салон для встреч и музицирования с двумя роялями. Исполнителями квартетов первоначально были: первая скрипка - физик Н.А. Гезехус (1845-1918), вторая скрипка - хоровой дирижёр и композитор М.Р. Щиглёв (1834-1903), на альте играл сам хозяин, виолончелисты менялись. Вскоре «пятницы» начали посещать А.К. Глазунов, А.П. Бородин, А.К. Лядов, Г.О. Дютш, в них постоянно участвовал Н.А. Римский-Корсаков, и квартира М.П. Беляева стала местом собраний Беляевского кружка. «Квартеты Гайдна, Моцарта и первые бетховенские исполнялись весьма недурно. Более новые - похуже ... С появлением на «пятницах» нашего кружка репертуар их порасширился; стали исполняться для ознакомления с ними квартеты новейших времен» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни». Стр.: 154). Звучали в том числе все новые камерные ансамбли «Саши Глазунова», в талант которого Беляев был «совершенно влюблен», и множество сделанных молодым композитором аранжировок. В 1889 году место первого скрипача в квартете занял доктор медицины А.Ф. Гельбке (1848-1919), Гезехус перешёл на вторую скрипку, альтистом оставался Беляев, виолончелистом стал инженер-архитектор В.В. Эвальд (1860-1935). В таком составе квартет продолжал существовать до кончины Беляева. «Беляевские пятницы стали очень оживленны и никогда не отменялись. Если один из квартетистов заболевал, Беляев доставал кого-нибудь для замещения. Сам Беляев никогда болен не был» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни». Стр.: 154). С течением времени в собраниях у М.П. Беляева стали участвовать многие другие молодые музыканты, помимо квартетов исполнялись трио, квинтеты и прочие инструментальные ансамбли, в том числе с участием фортепиано; появлялись новые пианисты, скрипачи, виолончелисты. «По окончании музыки, в первом часу ночи садились ужинать. Ужин был сытный и с обильными возлияниями. Иногда после ужина Глазунов или кто-нибудь другой играли на фортепиано что-нибудь новое, только что сочиненное, или только что аранжированное в 4 руки» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни». Стр.: 154). Последняя «пятница» при жизни Беляева состоялась за несколько дней до его кончины в декабре 1903 года (по старому стилю).