Юрий (Георгий) Александрович Шапорин (27 октября [8 ноября] 1887г., г. Глухов, Черниговская губ. (ныне - Шосткинский р-н, Сумская обл.) - 9 декабря 1966г., г. Москва) - русский и советский композитор, дирижёр, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952). Из семьи художника. В детстве учился игре на виолончели, играл в оркестре Глуховской мужской гимназии, сочинял небольшие салонные пьесы. В
1906 году поступил на юридический факультет Киевского университета, но, серьёзно заинтересовавшись музыкой, начал также брать уроки теории и композиции у Г.Л. Любомирского. В 1908 году, по рекомендации известного композитора Н.В. Лысенко, приехал в Санкт-Петербург, где поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. В 1913-1918 гг. учился в Петербургской (Петроградской) консерватории, учился в классах композиции Н.А. Соколова, оркестровки М.О. Штейнберга и чтения партитур Н.Н. Черепнина. В 1919 году вместе с А.В. Луначарским, А.А. Блоком и М. Горьким принял участие в организации Большого драматического театра (БДТ) и до 1928 года работал в этом театре музыкальным руководителем и дирижёром. В первой половине 1920-х гг. руководил музыкальной частью театра «Вольная комедия». В 1921-1922 гг. - дирижёр в симфонических концертах в Народном театре драмы (Петрозаводск), а затем, вплоть до 1934 года - в Государственном театре драмы им. А.С. Пушкина (ныне - Национальный драматический театр России (Александринский)), где писал музыку к многочисленным театральным постановкам, продолжая одновременно тесно сотрудничать и с БДТ. В 1924-1932 гг. - член правления Драмсоюза (Ленинград). В 1930 году стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР, где в 1932-1936 гг. - заместитель председателя правления. С 1935 года жил и работал в Клину, с 1936 года - в Москве. Сотрудничал с Театром им. Евг. Вахтангова (1935-1936), Малым театром (1944-1945), МХАТ СССР им. М. Горького (1947, 1953). С 1939 года преподавал в Московской консерватории им. П.И. Чайковского (с 1939 года - профессор класса инструментовки, с 1945 года - композиции, в 1948-1949 гг. - заведующий кафедрой композиции). Среди учеников Шапорина - Е.Ф. Светланов, А.М. Волконский, Р.К. Щедрин, Э.Н. Артемьев. В 1925-1936 гг. работал в музыкальном издательстве «Тритон», многократно избираясь председателем его правления. В 1941-1942 гг. руководил ансамблем красноармейской песни и пляски в Нальчике, затем в Тбилиси. Находясь в эвакуации в Тбилиси, создал симфонические сюиты из своей музыки к фильмам «Минин и Пожарский», «Суворов» и «Кутузов», в послевоенные годы - обратился к вокальной музыке. С 1953 года сочинял музыку значительно меньше, отдавая предпочтение преподавательской работе и музыкальной критике. С 1939 года - член оргкомитета, с 1948 - член правления, в 1952-1966 гг. - секретарь Союза композиторов СССР. С 1955 года - член Советского Комитета защиты мира.
Эмма Иосифовна Великович (род.: 12.07.1938г., г. Лненинград) - музыкант, писатель. Росла в музыкальной семье. В годы Великой Отечественной войны находилась в блокадном Ленинграде. В 1957 году окончила Ленинградское музыкально-педагогическое училище. В 1964 году окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории. С 1957 года - учитель пения в ленинградских общеобразовательных школах, с 1961 до 2007 преподавала сольфеджио и музыкальную литературу в одной из музыкальных школ города. Будучи студенткой консерватории, писала аннотации на концерты в филармонии. Тогда же принимала участие в самиздатском журнале «Оптима», выходившем на филологическом факультете Ленинградского Государственного Университета. В 1969 году вышла первая книга Великович «Жорж Бизе» (в серии «Очерки жизни и тв-ва композиторов для юношества»). В 1974 году в издательстве «Детская литература» выпущена книга «Здесь танцуют». В 1977 году вышла книга «Великие музыкальные имена. Бах. Гайдн. Моцарт. Бетховен. Шуберт. Шопен», а в 202 году - «Коротко о важном». В 1988 году была опубликована книга Великович «Концерт для оркестра». В книге «Великие музыкальные имена. Скрябин. Рахманинов. Стравинский. Прокофьев. Шостакович» приведены редкие, не издававшиеся десятки лет, воспоминания Г. Плеханова и А. Коонен о Скрябине, А. Онеггера о Стравинском, С. Рихтера и С. Самосуда о Прокофьеве. На протяжении 1970-х - 1980-х гг. Великович участвовала в альманахе «Хочу всё знать». Писала очерки разного содержания, от истории нотного письма («Наши знакомые до, ре, ми»), различных музыкальных профессий («Зачем оркестру дирижер ?»), кончая историей отдельных музыкальных произведений («Арагонская хота», балет П. Чайковского «Спящая красавица», «Патетич. оратория» Г. Свиридова) и творческими портретами композиторов (И. С. Бах, Жорж Бизе, Д. Шостакович). В 1970-1980 гг. посещала секцию научно-художественной прозы при Союзе писателей СССР.
________________________
Исполнители:
Галина Е. Дунаева, В. Попов.
Иллюстрации:
Ю.Шапорин
Э.Великович