Гусева Н. - Рамаяна - (исп.: В.Полупарнев, Г.Печников, Ю.Лученко, М.Куприянова, И.Воронов, Б.Чукаев, Г.Степанова, М.Лукашевич, и др.), (Зап.: 1980г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия». Радиокомпозиция спектакля Центрального Детского Театра (ныне - Российский академический Молодёжный театр ордена Ленина) по пьесе известного советского индолога Натальи Гусевой в постановке Валентина Колесаева. Пьеса была написана автором по мотивам древнеиндийского эпоса. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1976 году.

В далекой Индии две, а может быть, и три тысячи лет тому назад была сложена песня о Раме - герое, беззаветно преданном долгу - перед родными и близкими, перед своим народом, страной. Борьбе за правду и справедливость, против зла и насилия он посвятил свою жизнь. Рама твёрдо и неизменно верил в то, что добро обязательно восторжествует над злом. Эта вера давала ему силу выстоять на трудных путях испытаний, ниспосланных судьбой, и в тяжелейших битвах... Вполне вероятно, что Рама - герой не выдуманный. Видимо, царевич Рама на самом деле жил в древней Индии и снискал себе славу бесстрашного воина, несгибаемого борца.

Наталья Романовна Гусева (урожд. - Четыркина) (8 [21] марта 1914г., с. Михайловка-Рубежовка, Киевская губ. - 21 апреля 2010г., г. Москва) - советская и российская индолог, историк, этнограф, писательница и драматург; доктор исторических наук (1978); представитель этнографического и культурологического направления российской индологии. Автор более 160-ти научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев. Член Союза писателей СССР (1976). Член Союза писателей РСФСР.
______________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий / Поэт - Владимир И. Полупарнев;
Рама, юный правитель Кошалы - Геннадий М. Печников;
Лакшаман, брат Рамы - Юрий В. Лученко;
Сита, жена Рамы - Маргарита Г. Куприянова;
Раван, повелитель ракшасов (демонов) - Иван Д. Воронов;
Дашаратха, старый правитель Кошалы, отец Рамы - Борис А. Чукаев;
Жёны Дашаратхи: Каушалья - Галина Д. Степанова;
Сумитра - Магда Лукашевич;
Кайкейи - Валерия Н. Меньковская;
Сыновья Дашаратхи, младшие братья Рамы: Бхарата - Николай И. Каширин;
Шатругна - Александр С. Бордуков;
Васиштха, советник Дашаратхи - Юрий М. Карпов;
Мантхара, служанка Кайкейи - Нинель Ф. Терновская;
Джанака, правитель Митхилы - Олег Н. Михайлов;
Юный жених - Александр Я. Хотченков;
Сильный жених - Николай И. Власов;
Высокий жених - Валерий К. Кисленко;
Толстый жених - Алексей С. Юпатов;
Глашатай - Геннадий И. Молодцов;
Кумбхакарна, брат Равана - Владимир А. Калмыков;
Шурпанакха, сестра Равана - Нинель Ф. Терновская;
Джатаю, царь ястребов - Валерий К. Кисленко;
Сугрива, царь обезьян - Анатолий М. Щукин;
Хануман, советник Сугривы - Михаил Т. Андросов;
Обезьяны - Александр Д. Комиссаров, Николай И. Каширин, Магда Лукашевич, Геннадий И. Молодцов;
- а также - в эпизодах артисты Центрального Детского театра

Постановка (театр) - Валентин С. Колесаев.
Режиссёр (театр) - Владимир Граве.
Художник-постановщик (театр) - Борис Г. Кноблок.
Редактор - Майя Бутырская.
Режиссёр (радио) - Геннадий М. Печников.
Композитор - Сергей А. Баласанян.
Звукорежиссёр - Михаил И. Пахтер.
Оркестр Государственного академического Большой театра Союза ССР, Дирижёр Марк Ф. Эрмлер.

Иллюстрации:
Н.Гусева

P. S.:

В далекой Индии две, а может быть, и три тысячи лет тому назад была сложена песня о Раме, о герое, который был беззаветно предан своему долгу - долгу перед родным народом, перед страной, перед своими родными и близкими, - долгу перед человечеством. Борьбе за правду и справедливость, борьбе против зла и насилия он посвятил всю свою жизнь. Не было в мире силы, которая могла бы остановить его на пути этой борьбы, могла бы вынудить его отказаться от своих светлых идеалов, от своих высоких целей. Рама твердо и неизменно верил в то, что добро обязательно восторжествует над злом, что правда победит неправду. Эта вера давала ему силу выстоять и на Трудных путях испытаний, ниспосланных судьбой, и в тяжелейших битвах... Автор самой древней, первой песни о Раме никому не известен. Эту песню сложил народ, выразив в ней свою мечту о таком идеальном, непобедимом, самоотверженном герое. И, наверное, была она сначала небольшой, эта песня, и исполняли её странствующие певцы-сказители, бродя по стране из города в город, из деревни в деревню. Вполне вероятно, что Рама - герой не выдуманный. Видимо, жил в древней Индии юный царевич, снискавший себе славу бесстрашного воина и несгибаемого борца за честь и справедливость. Народ не забыл его, и с каждым новым веком прибавлялись к первой песне о нем все новые и новые сказания, отражавшие в себе все лучшее, что порождает народная фантазия, все самое ценное, чем она может украсить образ любимого героя. И постепенно сложилась большая поэма, носящая название «Рамаяна». Она вошла в золотой фонд мировой литературы и заслуженно считается выдающимся памятником древнеиндийского эпоса. В Индии многие считают, что её создал один автор - поэт по имени Вальмики, но трудно поверить в то, что этот огромный эпос, содержащий 48000 стихотворных строк, был написан одним человеком. У этой поэмы коллективный автор, а имя его - народ Индии. Это подтверждается ещё и тем, что с течением времени появлялись всё новые и новые «Рамаяны», порождаемые в каждом уголке страны, вырастающие, словно волшебные неувядающие цветы, на неиссякаемо плодородной почве творческого гения индийского народа. На всех языках Индии существуют, свои варианты этой великой поэмы, иногда очень близкие, а иногда даже мало похожие один на другой. Но любовь индийцев к этому эпосу неизменна - почти в каждой семье первой легендой, первой сказкой, которую слышат дети, является «Рамаяна», почти в каждой семье кто-нибудь носит имя одного из героев этой поэмы, и по всей стране молодое поколение воспитывается на примере поступков, поведения и образа мыслей этих героев. Народное творчество - это сказочная страна, не знающая границ и горизонтов, это океан, не имеющий дна. В многонациональной, многоплеменной Индии народное творчество особенно богато и разнообразно. И нет такой его отрасли, в которой не нашла бы своего отражения «Рамаяна». Скульпторы, не оставившие потомкам своих имен, век за веком украшали храмы пластичными и выразительными изваяниями и рельефами, изображавшими персонажей поэмы и различные эпизоды из неё. Деревенские и городские мастера художественного ремесла наносили изображения героев поэмы не только на керамические сосуды или предметы из металла, дерева и слоновой кости, но и на ткани и тканые изделия. Наиболее же глубокий и неизгладимый след оставила «Рамаяна» в народном театре и танце. В этой стране существуют самые разные формы народного театра: театр масок, театр теней, кукольный театр, театр певцов и сказителей и театр танцоров. В течение веков складывались те изобразительные приемы, те способы игры, которые характерны не только для каждого из этих видов театра, но и для каждой группы актеров, живущих и выступающих в той или иной области Индии. Чаще всего эти группы являлись небольшими коллективами, передающими свое искусство от одного поколения к другому. Эти коллективы актеров, вместе с певцами и музыкантами, не только в прежние времена, но и в наше время, странствуют, выступая на ярмарках и праздниках в селах и городах. Сцены из «Рамаяны» до сих пор постоянно служат сюжетами их представлений. А в октябре месяце, когда по всей Индии рекой разливается десятидневный праздник, называемый Дасера, праздник, посвященный воспеванию победы добра над злом, «Рамаяну» играют уже не только отдельными сценами, а всю целиком. Десять дней - а точнее сказать, десять вечеров и ночей, - и профессиональные,- и народные актеры, и любители: школьники, студенты, рабочие, крестьяне, служащие, - все играют этот эпос от начала до конца. Для этого заранее собирают средства, готовят костюмы и декорации, воздвигают самодельные сцены или хотя бы помосты на площадях, на улицах, во дворах, - где угодно, - и приходят семьями, принося с собой даже грудных детей, садятся на землю вокруг и смотрят-смотрят, с жадностью впитывая каждое слово, каждое движение исполнителей. О чем же повествует этот великий эпос и почему его называют вечным ? Потому что в нем в ясной и доступной форме выражен вечный идеал человечества - незыблемая вера в то, что свет и добро обязательно победят мрак и зло. Борьба тёмных сил со светлыми, борьба коварства и неправды со справедливостью и правдой всегда и неизменно завершается победой добра, чистоты, справедливости, любви к людям. ...На севере Индии в древности, говорится в «Рамаяне», было богатое и цветущее царство Кошала. Его правитель, мудрый и справедливый царь Дашаратха, имел трёх достойных супруг, которые подарили ему четырех сыновей. Все царевичи отличались мужеством и благородством, но всё же больше всех царь любил старшего из них, Раму, сына своей первой жены, царицы Каушальи. Раму любили все - и две другие царицы, Сумитра и Кайкейи, и три его брата, Лакшман, Бхарата и Шатругна. С самого раннего детства Рама больше всего дружил с Лакшманом, Они были неразлучны и в играх, и в воинских занятиях и состязаниях. Когда они стали юношами, они вместе уходили в леса, чтобы сражаться с демонами-ракшасами. Ракшасы, всегда исполненные ярости й коварства, не упускали ни малейшей возможности причинить людям зло, посеять среди них раздоры и войны, помешать им жить в мире и согласии. Владыка ракшасов, коварный и заносчивый Раван, верил, что только зло всесильно, и смеялся над своими подданными, что они не могут победить двух отважных царевичей. Шли годы. Рама завоевал в честном состязании женихов руку и сердце царевны Ситы, прославившейся на весь мир своими несравненными достоинствами, и привел юную супругу во дворец своего отца. Царь Дашаратха состарился и решил, что пришла пора возвести Раму на престол. Все жители страны с нетерпением ожидали этого праздничного дня. Но не дремали силы зла. Раван с помощью завистливой и недоброй служанки младшей царицы Кайкейи внушил царице злые мысли о том, что Раму следует изгнать из царства, а на трон возвести её сына Бхарату. Все свершилось, как задумал правитель ракшасов, и Рама удалился в глухой лес на долгие четырнадцать лет. Не выдержав даже мысли о разлуке со своим супругом, ушла с ним вместе и Сита, которую в Индии считают образцом супружеской любви и преданности. Ушел также и Лакшман, не будучи в силах как преданный брат покинуть Раму в беде. В дни изгнания Раван похитил Ситу и умчал на волшебной воздушной колеснице в свою золотую столицу Ланку, на далекий остров. Оба брата пересекли в поисках Ситы леса и горы, озера и бурные потоки. С ними заключил союз народ обезьян, им помогали птицы и звери, - все силы природы восстали против злобных ракшасов. В тяжёлой кровопролитной битве Рама одолел силы зла и убил Равана, освободив из горького плена свою верную и любящую жену. Закончились мрачные дни изгнания, и Рама с Ситой и Лакшманом торжественно возвратились на родину, где Рама долгие годы справедливо правил своим царством... В тех вариантах «Рамаяны», которые созданы в Индии, этот основной сюжет часто излагается и перепевается со всякими добавлениями, сокращениями и изменениями. Я же, как автор первой пьесы на тему «Рамаяны», созданной в западных странах, выбрала лишь те эпизоды, которые ярче всего утверждают самые высокие и чистые идеалы эпоса. - Наталья Гусева -