Скороходов Г. - Говорите мне о любви. Оркестр Александра Варламова - (вед.: автор)

 
Глеб Анатольевич Скороходов (23.04.1930г., г. Грозный, Северо-Кавказский край - 10.10.2012г., г. Москва) - советский и российский журналист, киновед, эстрадовед, теле- и радиоведущий. Заслуженный деятель искусств РФ (2000).
_________________________

Александр Владимирович Варламов (6 [19] июня 1904г., г. Симбирск (ныне - Ульяновск) - 20 августа 1990г., г. Москва) - советский композитор, аранжировщик, певец, дирижёр, педагог, руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), автор более 400 музыкальных произведений. Первым собственным коллективом Варламова стал «Первый вокальный квартет современной эстрады» («Первоксэ», 1930). Затем был оркестр «Танго-джаз» (1933). В том же году Варламов начинает готовить к выходу на концертную эстраду собственный оркестр, который после 14-ти месяцев репетиций дебютировал в Зелёном театре парка Центрального дома Красной Армии летом 1934 года. В грамзаписи этот оркестр дебютировал в том же году. На первых пластинках «Джаза Александра Варламова», записанных для Грампласттреста и его экспортного лейбла SovSong в том же 1934 году, звучит вполне джазовый биг-бэнд и женский вокал с безупречным американским английским: это была афроамериканская студентка Селестин Коул (Celestine Cole, на советских пластинках её имя писали как «Целестина Коол»), приехавшая в СССР по приглашению своего дяди, знаменитого рабочего-афроамериканца, ставшего в Советском Союзе депутатом Моссовета - Роберта Робинсона - изучать оперное пение. Джазовым её вокал назвать было довольно трудно, но её природный английский давал «Джазу Александра Варламова» неоспоримое преимущество: аутентичность. Основная масса записей «Джаза Александра Варламова» была сделана с января 1938 года по июнь 1941 года. Это записи двух разных составов. Один, септет солистов большого оркестра, играл в чисто джазовой манере; важную роль играли короткие джазовые соло инструменталистов - трубачей Виктора Быкова и Петра Борискина, саксофониста Александра Васильева, тромбониста Николая Шмелёва (который играл также и на саксофоне), барабанщика Олега Хведкевича. «Семёркой» были записаны несколько «горячих» номеров американского джаза в обработках Варламова, и эти записи демонстрируют, вероятно, самый высокий из попавшего на записи уровень игры в тогдашнем советском джазе. Осенью 1938 года Александр Варламов получил предложение возглавить джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Эта работа продлилась всего год, и в сентябре 1939 года Александра Владимировича по внезапному решению Радиокомитета сменил на посту руководителя биг-бэнда другой известный советский джазовый музыкант - пианист Александр Цфасман. Сохранилось несколько записей оркестра Радиокомитета под руководством Варламова - например, «Игра на пальцах», выполненная им обработка темы Ричарда Роджерса «Dancing Fingers». Кстати, именно выступление оркестра п/у Александра Варламова стало в 1939 году одной из первых музыкальных телевизионных передач из первой студии московского телевидения на Шаболовке, 37. Считается, что за год работы Варламов заложил в бэнде основы высокой культуры джазовой оркестровой игры и передал Цфасману слаженный, хорошо сыгравшийся оркестр. В 1939-1940 гг. Варламов руководил любительским джаз-оркестром в МВТУ им. Баумана, причём подготовил его так, что оркестр наняли играть в ресторан гостиницы «Националь», где жили иностранцы и, как считалось, всегда играл лучший в Москве джаз. В 1936 году решением Комитета по делам искусств были созданы исполнительские коллективы на полном государственном обеспечении: в их числе Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль песни и пляски и Государственный джаз-оркестр Союза ССР. Значительная часть музыкантов бывшего Государственного джаз-оркестра СССР, срочно переименованного в Образцово-показательный джаз-оркестр Народного комиссариата обороны (не путать с Государственным джаз-оркестром РСФСР, который продолжал выступать под руководством Леонида Утёсова), вместе с дирижёром Юрием Лаврентьевым погибла в начале октября 1941 года в окружении под Вязьмой, в котором были разгромлены Западный и Резервный фронты Красной Армии. Уцелели музыкальный руководитель оркестра Виктор Кнушевицкий (1906-1974) и художественный руководитель Александр Варламов: когда оркестр отправился на фронтовые гастроли, они оставались в Москве. С 1951 года жил и работал преподавателем в Караганде (Казахская ССР). В 1956 году вернулся в Москву и в дальнейшем писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом. В 1982 ггоду, когда советское джазовое сообщество впервые отмечало день рождения советского джаза - 1 октября, по тому историческому концерту Валентина Парнаха 1922 года, на котором был и юный музыкант родом из Симбирска - оказалось, что в зале ДК «Москворечье» присутствует 78-летний Александр Владимирович Варламов. Будущий обозреватель «Джаз.Ру» Михаил Митропольский передал ему микрофон (это руки Митропольского видны слева в кадре), а джазовый фотограф Александр Забрин сделал снимок, ставший одним из самых узнаваемых изображений Александра Варламова.

Иллюстрации:
А.Варламов
Г.Скороходов
А.Варламов (1982)