Толстой А. - Аэлита - (ЛР), (исп.: В.Захаров, С.Карпинская, Б.Улитин, Р.Лебедев, А.Хочинский, Л.Дьячков, Н.Мартон, П.Горин, и др.), (Зап.: 1974г.)

 
Радиопостановка по мотивам одноимённого романа русского писателя Алексея Толстого.

Аэлита - Роман, 1923 год; цикл «Аэлита» / Другие названия: Аэлита (Закат Марса) / Впервые с подзаголовком «Закат Марса» напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6, 1923, № № 1, 2. Издание Ладыжникова есть в «Книжной летописи» берлинского журнала «Новая русская книга» № 3-4 (вышел в марте 1923), а также в списке поступивших в редакцию журнала «Современные записки» (Париж) в мартовском номере. Апрельский номер журнала «Печать и революция» сообщает, что госиздатовская «Аэлита» готовится к изданию, на складе она числится в каталоге Госиздата за июнь-декабрь 1923 (отсутствует в предыдущем выпуске).

Наши соотечественники в начале XX века организуют экспедицию на Марс и находят там цивилизацию, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды. Аэлита, дочь главы Марса, влюбляется в землянина - инженера Лося.

Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882г. [10 января 1883г.], г. Николаевск, Самарская губ. - 23 февраля 1945г., г. Москва) - русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 - посмертно).
________________________

Действующие лица и исполнители:
Борис Гусев (Боб), журналист - Вячеслав Г. Захаров;
сотрудница редакции - Светлана А. Карпинская;
сотрудник редакции - Борис А. Улитин;
Александр Иванович, главный редактор - Рэм Ф. Лебедев;
певец во дворе - Александр Ю. Хочинский;
Михаил Сергеевич Лось, инженер - Леонид Н. Дьячков;
прохожий 1 - Николай С. Мартон;
прохожий 2 - Пётр П. Горин;
американец - Георгий Н. Тейх;
Кузьмин, рабочий - Александр И. Янкевский;
Гор, марсианин - Алексей В. Савостьянов;
радист - Владимир В. Эренберг;
Иван - Эдуард А. Хиль;
пение - Татьяна И. Мелентьева, Сергей Г. Захаров;
- и др.

Композитор - Олег Н. Хромушин.
Пение - Эдуард А. Хиль.
Ленинградский эстрадно-симфонический оркестр им. В. Соловьёва-Седого.

Иллюстрации:
А.Толстой

P. S.:

Отзывы о романе Алексея Н. Толстого "Аэлита":

Юрий Тынянов -
"Взлететь на Марс, разумеется, не трудно - для этого нужен только ультралиддит (вероятно, это что-то вроде бензина). Но вся суть в том, что на Марсе оказывается все как у нас: пыль, городишки и кактусы... Марс скучен, как Марсово поле. Есть хижины, хоть и плетеные, но в сущности довольно безобидные, есть и очень покойные тургеневские усадьбы, и есть русские девушки, одна из них смешана с "принцессой Марса" - Аэлитой... Эта поразительная невозможность выдумать что-либо о Марсе характерна не для одного Толстого. Но - добросовестная фантастика обязывает. Очень серьезны у Толстого все эти "перепончатые крылья" и "плоские, зубастые клювы". И чудесный марсианский кинематограф - "туманный шарик". Серьезна и марсианская философия, почерпнутая из популярного курса и внедренная для задержания действия, слишком мало задерживающегося о марсианские кактусы. А социальная революция на Марсе, по-видимому, ничем не отличается от земной; и единственное живое во всем романе - Гусев..."

Г.Лелевич (Лабори Гилелевич Калмансон) -
"Алексей Толстой, аристократический стилизатор старины, у которого графский титул не только в паспорте, подарил нас вещью слабой и неоригинальной".

Корней Чуковский -
"Роман плоховат, ибо куда нам, писателям технически отсталого народа, сочинять романы о машинах и полетах на другие планеты! Все, что относится собственно к Марсу, нарисовано сбивчиво, неряшливо, хламно."

Нина Петровская -
"Гипербола, фантазия, тончайший психологический анализ, торжественно музыкальная простота языка, все заплетается в пленительную гирлянду".

Ввсеволод Ревич -
"Аэлита" была зачислена в ранг фантастики "научной", хотя ничего особо научного у Толстого нет. Известно, правда, что Толстой, кстати, инженер по образованию, был знаком с трудами Циолковского, и, возможно, позаимствовал у него идею ракеты, но это чисто литературная ракета, на какое-нибудь правдоподобие и не претендующая. Научная достоверность вовсе не заботила Толстого. Великолепный пример - пролет корабля через голову кометы..."

Лев Арцимович, академик, советский физик -
"Дайте читателям хотя бы раз в пять лет одну вещь, подобную "Аэлите".