Верстовский А. - Аскольдова могила - (вед.: Борис Федосеев), (Зап.: 1972г.)

 
Передача Всесоюзного радио СССР «В рабочий полдень».

«Аскольдова могила» - романтическая, историко-бытовая опера в 4-х действиях и 6-ти картинах, созданная Алексеем Верстовским в 1835 году по одноимённому роману Михаила Николаевича Загоскина (1789-1852), который был и автором либретто. Первоначальная оригинальная партитура оперы «Аскольдова могила» в настоящее время неизвестна: композитор не раз вносил в неё значительные изменения. Сюжет оперы существенно отличался от сюжета романа, и в середине XX века переработке подверглось либретто; новые коррективы в оригинальный текст были внесены в 2023 году при постановке оперы в Большом театре.
_____________________

Борис Александрович Федосеев (?? - 24.05.1996г., г. Москва) - по первому образованию - инженер, диктор Всесоюзного радио СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР. Закончил Московский авиационный технологический институт. С 1962 года работал диктором Всесоюзного радио СССР. Некоторое время вёл радиопередачу «В мире слов», посвящённую нормам русского языка, истории появления слов и выражений, их значению, произнесению и написанию. После кончины Юрия Левитана регулярно вёл передачу «Говорят и пишут ветераны».
_____________________

Алексей Николаевич Верстовский (01.03.1799г., имение Растов Сад, Тамбовская губ. (ныне - «Лесопарк Растов сад», Староюрьевский р-н) - 17.11.1862г., г. Москва) - русский композитор и театральный деятель. Отец Алексея был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать, Анна Васильевна (урожд. - Волкова), происходила из семьи военного. Поскольку отец Алексея содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания, а поэтому Алексей с раннего детства был приобщён к музыке. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой обучался игре на скрипке и фортепиано. С 9-ти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 году Алексей переехал в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), Брандта, К. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы начал увлекаться театром. Среди петербургских друзей Верстовского были - князь А.А. Шаховской, П.Н. Арапов, А.А. Алябьев, Н.В. Всеволожский, П.Е. Мансуров, Ф.Ф. Юрьев. Активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам. Первые три оперы-водевили Верстовского «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Санкт-Петербурге и имели успех. Автор либретто этих произведений друг Верстовского, популярный в то время в Санкт-Петербурге драматург Н.И. Хмельницкий. С 1823 года и до конца жизни Верстовский жил в Москве. Поначалу был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д.В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 года занимал должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 года - инспектора репертуара. В 1842-1859 гг. - управляющий Московской театральной конторой. Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города. Показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра и педагога. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 году совместно с А.И. Писаревым издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки». В 1829 году Верстовский стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 году экстерном закончил Императорский Московский университет. Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. Написал 6-ть опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М.Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью.

Иллюстрации:
Б.Федосеев
А.Верстовский