Кашежева И. - Стихи и песни - (исп.: автор, М.Магомаев, Э.Хиль, Л.Зыкина, и др.)

 
Стихи в исполнении автора и песни на стихи Инны Кашежевой.

Инна Иналовна Кашежева (кабард.-черк.: Къэшэж Инал ипхъу Иннэ) (12.02.1944г., г. Москва - 14.05.2000г., г. Москва) - советская поэтесса и переводчица кабардинских поэтов. Член Союза писателей СССР (1967). Яркий, самый молодой представитель так называемой «эстрадной поэзии» шестидесятников. Отец - Инал Шахимович, адыг из кабардинского села Кармахабль, полковник, лётчик-испытатель, мать - Ксения Фёдоровна Васильева, русская, юрист по образованию. Инна родилась и выросла в Москве. Внучатая племянницеа кабардинского просветителя - Талиба Кашежева (1866-1931). Инна Иналовна в 1972 году окончила Литературный институт им. М. Горького. Много ездила по стране от Всесоюзного бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей СССР вместе с Риммой Казаковой. Первые стихи опубликовала шестнадцатилетней школьницей в журнале «Юность» (1960, № 3). В 1962 году в Нальчике вышла первая книга стихов «Вольный аул», на которую обратили внимание Алим Кешоков и Кайсын Кулиев, высоко оценив национальное своеобразие молодой одарённой поэтессы. Автор стихов почти трёх сотен популярных песен, которые исполняли Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Владимир Трошин, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Кола Бельды и др. Песни: «Опять плывут куда-то корабли» (1964), «Подарок» (1965), «Лунный камень» (1966), «Дожди» (1966), «Круги на воде» (1966), «Нет, так не бывает» (1966), «Без меня» (1968), «Про тебя и про меня», «Мой Нарьян-Мар», «Енисей» и др. Инна Иналовна автор 20 поэтических книг. Остро переживала начало перестройки, совпавшей с личными трагедиями - смертью родителей, автокатастрофой, в которой сломала ноги, потерей умершей от рака ближайшей подруги. В конце 1980-х гг. впала в глубокую депрессию и сознательно отошла от литературной среды.

Иллюстрации:
И.Кашежева

P. S.:

Инна Кашежева вошла почти одновременно и в литературу, и в песню. Её первая книга была издана в 1962 году, а спустя два года в Карском море на лесовозе «Туломалес» поэтесса написала в содружестве с композитором А. Колкером свою первую песню «Опять плывут куда-то корабли». Песня эта сразу полюбилась слушателям, может быть, потому, что родилась «на краешке земли». Затем И. Кашежева успешно сотрудничала и с другими композиторами, в частности с Б. Троцюком, Б. Савельевым, В. Рубашевским. Их песни («Мальчишки России», «Я иду из кино», «Позови меня на свадьбу» получали премии на конкурсах. Но, пожалуй, самыми серьезными работами Инны Кашежевой в песенном жанре являются пока песни на музыку Аркадия Островского. Содружество поэтессы и композитора оказалось поразительно органичный. Оно подарило нам целый ряд песен, принципиально новых по замыслу, остро современных по своему поэтическому и музыкальному строю. Эти песни были рождены смелой фантазией художников, пытливо всматривающихся в окружающую их жизнь. Думаю, что, например, цикл «Полутона», в котором есть такие неповторимо своеобразные песни, как «Лунный камень», «Круги на воде», и другие, во многом обогатил наше песенное искусство. Среди песен, посвященных борьбе за мир и завоевавших широкую популярность, почетное место занимает «Атомный век» - произведение большого публицистического звучания. Эта песня по праву стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую советскую песню в 1966 году. Высокая гражданственность и мягкий лиризм, оптимизм и философские раздумья, скорбное эхо войны и страстный призыв к борьбе за мир - вот основная сфера тем и настроений, воплощенных в стихах и песнях Инны Кашежевой. Песня - это наша трибуна перед многомиллионной народной аудиторией, это многоголосый, очень чуткий рупор. Песня наш горизонт, и поэтому у Инны Кашежевой, как и у каждого из нас, главная песня всегда впереди. - Оскар Фельцман -