Малыгина Н. - В воспоминаниях ищу я вдохновенья. Из мемуаров А.В. Панаевой о П.И. Чайковском - (вед.: автор), (часть 1-я)

 
Александра Валерьяновна Панаева (по мужу Карцова (Карцева), сценический псевдоним Сандра) (8 [20] октября 1853г., г. Санкт-Петербург - декабрь 1941г., г. Ленинград) - русская оперная певица (сопрано), педагог, автор воспоминаний о П.И. Чайковском.
Дочь инженера путей сообщения и мецената, создателя Панаевского театра Валерьяна Александровича Панаева (1824-1899) и Софьи Михайловны (урожд. - Мельгунова) (1830-1912). С 1861 года училась пению у Льва Ивановича Леонова-Шарпантье (1813-1871). В 1867 году в течение одного года брала уроки пения у Наталии Александровны Ирецкой (1845-1922) в Санкт-Петербурге, затем у Генриетты Ниссен-Саломан (1819-1879). В 1874-1877 гг. по совету Ивана Тургенева совершенствовалась в вокальном искусстве у Полины Виардо в Париже, где среди её слушателей был французский писатель Эмиль Золя. В этот период Панаева подготовила партии Миньон под руководством композитора А. Тома и Маргариты («Фауст») под руководством композитора Ш. Гуно и дебютировала на оперной сцене в Ницце. В 1878 году, вернувшись в Петербург, стала выступать и одновременно продолжила вокальное образование. Участвовала в 1-м концертном исполнении «Евгения Онегина» 6 марта 1879 года в салоне Ю. Абазы в партии Татьяны (первая исполнительница). В 1880-х брала уроки пения у Л. А. Джонсон-Мисевич. В 1884(5) году вышла замуж за кавалергарда Георгия Павловича Карцева (Карцова) (1861–1931), деятеля общественного охотничьего движения, художника, литератора, кинолога; двоюродного племянника Петра Ильича Чайковского. После замужества уехала за границу и с 1886 года выступала под сценическим псевдонимом Сандра в Милане (театр «Даль Верме»), затем пела в Неаполе («Аида», театр «Сан Карло»), Триесте, Вероне, Венеции, Флоренции. В сезоне 1886-1887 года принимала участие в спектаклях Московской частной русской оперы С. Мамонтова. В апреле 1887 года дебютировала в партии Антониды («Жизнь за царя М. И. Глинки) на сцене Мариинского театра. До 1893 года пела в Итальянской опере, в Русской частной опере, затем в Лондоне (Ковент-Гарден), Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве. Панаева была первой исполнительницей на русской сцене партии Сандры («Виллисы» Дж. Пуччини). С 1877 года выступала в симфонических и филармонических концертах. Исполнительница многих романсов П.И. Чайковским и неоднократно выступала вместе с ним. Пётр Ильич Чайковский посвятил певице семь романсов. В 1893-1916 гг. Панаева давала частные уроки пения, затем до 1922 года преподавала в Музыкальной школе и 2-м Государственном музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского, с 1924 года - в музыкальной школе при Пролеткульте, с 1925 года давала частные уроки. Среди её учеников - И. Алчевский и В. Сараджишвили. Умерла в Ленинграде во время блокады.

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губ. - 25 октября [6 ноября] 1893г., г. Санкт-Петербург) - русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это - десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников - композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.

Иллюстрации:
А.Панаева
П.Чайковский