Липовский А. - Революцией призванный - (исп.: А.Бари, Е.Урбанский, А.Кругляк, В.Анисько, А.Тарасов, А.Горбатов, Ю.Мальковский, Л.Сатановский, и др.), (Зап.: 1967г.)

 
Радиопостановка по одноимённой пьесе советского драматурга Александра Липовского.

О творчестве советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Александр Ильич Липовский (1918 г.р.) - советский драматург. Автор ряда пьес среди которых - «Саламандра» (в соавторстве с Вс. Пименовым) (1960), «Пламенные сердца. (Гренада моя)» (1966), «Две судьбы» (1967), «На пороге бессмертия», «Не в своих санях» (1970), «На пороге тайны» (1971), «Во имя света - художник и время», «Дорогой Владим Владимыч. (Во весь голос)» (1977).
_________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущая - Анна А. Бари;
Владимир Маяковский - Евгений Я. Урбанский;
Широков - Аркадий Г. Кругляк;
Горячев - Владимир А. Анисько;
Лоладзе - Андрей Тарасов;
Пётр Андреевич Саванский - Александр Г. Горбатов;
Дмитрий Александрович Дешевец, критик - Юрий Мальковский;
Александр Петрович Молчанов, молодой поэт - Леонид М. Сатановский;
Зорин - Леонид И. Зверинцев;
Клёнова - Лидия В. Савченко;
Дружников - Юрий С. Гребенщиков;
Смирнов - В. Сускин;
Тинаева - Клавдия И. Шинкина;
Чижикин - А. Роговин;
Лапочка - Ирина В. Прейс.

Режиссёр (радио) - Борис К. Дубинин.
Музыкальное оформление - Л. Александров.

P. S.:

«В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть...»

Стихи эти были адресованы Маяковским любимой женщине, находящейся в те годы в Париже. Поэт признается, что для него любовь и политика нерасторжимы. Они не могут и не должны существовать обособленно. В стихах Маяковского - голос пламенного сердца. В этом секрет необычайной силы воздействия произведений замечательного поэта-публициста, поэта-трибуна. На одном из выступлений Владимира Маяковского спросили:
- Долго ли проживут ваши стихи ?
- Мои стихи никогда не умрут, - ответил он. Октябрьская революция будет жить вечно, а я её поэт. Маяковский имел право сказать так о своей поэзии. Всего себя отдал он делу революции, видя призвание в том, чтобы быть активным участником строительства нового мира. Поэт умел улавливать и схватывать ростки будущего, предсказывая то время, когда
...счастью
сластью
огромных яблок
дозреет
на красных
октябрьских цветах.

Он требовал от себя и от других литераторов вздувать заранее низ искры неясной ясное знание». Поэтому и сегодня Маяковский в первых рядах бойцов литературного фронта. И сегодня он с нами в нашей борьбе за построение коммунизма, в лагере мира и демократии против сил войны и революции. Действие пьесы «Революцией призванный» сконцентрировано на последнем периоде жизни и творчества Маяковского. В конце 1920-х гг. партия развернула широкое наступление сил социализма; ожесточилась борьба и на литературном фронте. Деятельность «агитатора, горлана, главаря», страстного борца за коммунистические идеалы, за ленинские принципы в поэзии вызывала ожесточенное сопротивление врагов и ревизионистов разного толка. Среди противников Маяковского было немало людей, не разобравшихся в новаторской сущности его поэзии, но в большинстве случаев ожесточенные нападки на поэта оказывались завуалированной борьбой против революционных принципов в литературе и искусстве. Маяковский показан в пьесе и на поэтических диспутах разящим наповал своих противников - воинствующих обывателей, ревнителей «чистого» искусства хлесткими остротами, и дома, в кругу друзей, и на выставке, подводящей итог его двадцатилетней работы, и в Большом театре, куда он приглашен выступить на вечере памяти Владимира Ильича Ленина. Трудно, очень трудно приходится подчас поэту, но он остается бескомпромиссным и стойким бойцом. Он гневен и резок с противниками, но зато как сердечен и заботлив он со своими друзьями-единомышленниками. В радиоспектакле, поставленном режиссёром Б. Дубининым как спектакль-диспут, роль Владимира Маяковского исполняет заслуженный артист республикой Евгений Урбанский, хорошо знакомый зрителям по фильмам «Коммунист», «Чистое небо», «Баллада о солдате» и др. Ещё со школьных лет Урбанский был влюблён в поэзию Маяковского. На вступительных экзаменах в школу студию МХАТа он читал отрывов из поэмы «Во весь голос». Присутствующие были поражены, с какой публицистической страстью и силой звучали стихи поэта в исполнении юного абитуриента. Поражало и внешнее сходство Урбанского с поэтом: умные, волевые тёмно-карие глаза с искринкой, упрямый подбородок, резко очерченныи рот. Большой, цельный, глыбистый человек с вулканическим темпераментом... Урбанский давно мечтал сыграть роль Маяковского. Немало сил и таланта вложил он в эту работу. Результаты не замедлили сказаться Радиоспектакль «Революцией призванный» в исполнение Урбанским роли Маяковского были горячо приняты радиослушателями. Большое воспитательное значение спектакля, «правильно показывающего Маяковского в борьбе за коммунизм, за революционное искусство», отметила сестра поэта Л. В. Маяковская. «Радиоспектакль, - писало Агентство печати «Новости» в статье, опубликованной в ряде газет у нас и за рубежом, - вызвал поток писем слушателей, единодушно отметивших высокие достоинства передачи, благодаривших артиста за создание героического и человеческого образа поэта... Письма написаны по-разному, но объединяет их общее чувство взволнованности, которою вызвал радиоспектакль. Монтажник из Нижнего Тагила, рассказывая о том, как слушали радиоспектакль в рабочем общежитии, пишет: «Словно магнит притягивает к себе железо, так нас притянул к себе радиоприемник…» Многие письма адресованы Урбанскому: «Спасибо Урбанскому за правдивый и человечный, близкий нам образ Маяковского, пламенного трибуна революции, гордого гражданина своей Родины, прекрасного, скромного человека труда, строителя лучшего будущего…» - строки из письма инженера-строителя (город Рудный). Подобных писем сотни и сотни... Они свидетельствуют о том, какой огромной, поистине всенародной любовью пользуется творчество великого советского поэта в нашей стране.