Тургенев И. - Отчаянный - (исп.: Борис Добронравов)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - рассказ Ивана Сергеевича Тургенева - «Отчаянный».

«Отчаянный» - Рассказ, 1882 год; цикл «Отрывки из воспоминаний - своих и чужих»

После смерти родителей Миша Полтев, не долго думая, продал за бесценок родовое имение. Затем за два месяца спустил вырученные деньги, связался с цыганами, раскаялся, ушёл в монастырь, а через два месяца поехал служить на Кавказ.
_____________________

Борис Георгиевич Добронравов (4 [16] апреля 1896г., г. Москва - 27 октября 1949г., г. Москва) - русский и советскийй актёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1937). Кавалер ордена Ленина (1948). Родился в семье священнослужителя. С 1909 года учился в духовном училище при Донском монастыре, по окончании которого в 1913 году поступил в Московскую духовную семинарию. Но решил, как и старший брат, посвятить себя физике и математике, и в 1914 году, покинув семинарию, поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1915 году, прочитав в газете «Раннее утро» объявление об экзаменах в Художественном театре (МХТ), он шутки ради заключил с подругой пари, что сдаст экзамены. И благодаря внешним, а не актёрским данным его зачислили кандидатом в сотрудники МХТ. Поначалу Добронравов полагал, что сможет совмещать учёбу с работой в МХТ и для этого перешёл на более лёгкий юридический факультет, но в 1916 году покинул университет. В 1915-1918 гг. выступал на сцене 1-й Студии МХТ. В 1918 году был принят в труппу Художественного театра, где служил до конца жизни. В 1919-1920 гг. вместе с группой молодых актёров МХТ работал в Уфе, где организовал труппу для обслуживания частей РККА. Работал на эстраде в концертах. На радио выступал не только со своими театральными работами, но и готовил роли в радиопостановках. Добронравов скончался 27 октября 1949 года от паралича сердца на сцене МХАТа во время спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», не доиграв финальную сцену, исполняя в 166-й раз свою любимую роль - царя Фёдора.

Иллюстрации:
И.Тургенев
Б.Добронравов

P. S.:

1870-е и начало 1880-х гг. отмечены в жизни И.С. Тургенева напряженной творческой деятельностью. Ее не могли ослабить ни надвигающаяся старость, ни мучительная неизлечимая болезнь... Одно за другим из печати выходят новые произведения; здесь и роман «Новь», и знаменитые «Стихотворения в прозе», повести и рассказы. Несмотря на оторванность от родины, Тургенев живо интересуется всем, что связано с Россией. Все чаще обращается он к воспоминаниям молодости, к впечатлениям, почерпнутым в раннем детстве, в гимназические, студенческие годы. К этому времени относится и цикл рассказов «Отрывки из воспоминаний своих и чужих», в который вошли рассказы «Старые портреты», «Отчаянный» и примыкающий к нему по тематике рассказ «Конец». Тургенев возлагал большие надежды на новые свои произведения. В одном из писем Анненкову мы читаем такие строки: «В начале моей карьеры успех «Хоря и Калиныча» породил «Записки охотника»; было бы чудно, если бы «Старые портреты» оказались тоже плодотворными под конец этой самой карьеры». В своих последних рассказах И.С. Тургенев выступает как тонкий бытописатель, поражающий знанием быта конца XVIII и первой половины XIX веков, характеров, самого духа эпохи. Так, рисуя в рассказе «Старые портреты» старосветских помещиков екатерининских времен, Алексея Сергеича и его супругу, писатель столь зримо передаёт дух эпохи, что кажется, будто его герои сошли с потемневших от времени картин. Однако Тургенев не ограничивается созерцательным любованием минувшего. Как подлинный художник-реалист он пытается раскрыть взаимосвязь событий прошлого и современности. И это прежде всего относится к рассказу «Отчаянный», написанному в 1882 году и тогда же опубликованному в журнале «Вестник Европы». В нём И.С. Тургенев поведал историю своего двоюродного брата Михаила Александровича Тургенева, историю глубоко драматичную... Завязка рассказа традиционна... В кругу близких друзей, под впечатлением разговора - речь о народовольцах, 1 марта 1881 года убивших императора Александра II, - один из гостей рассказал о своем родственнике Мише Полтеве... Покойно и неторопливо течет рассказ. Эпизод следует за эпизодом, одна живописная подробность из жизни Миши Полтева следует за другой. И чем дальше идёт повествование, порой поднимающееся подлинного трагизма, тем все ярче встает перед нами образ самого рассказчика, его лицо - мудрое, размышляюще-спокойное. Подробно описывая все «подвиги» своего непутевого родственника, он мучительно пытается разобраться, как это могло случиться, что тихий, богобоязненный мальчик превратился в «отчаянного» сорви-голову ?!... Окончено «печальное» семейное предание... И, странное дело, вместо осуждения, столь уместного в данном случае (ведь Миша в конечном итоге стал горьким пьяницей); рождается иное, горестное чувство - боль за человека, нелепо промотавшего свою жизнь... - Кто в этом виноват ? - Писатель умышленно не даёт ответа... Рассказ «Отчаянный» написан яркими, нетускнеющими красками. Вот что писал об образе Миши Полтева один из современных писателей-критиков: «Этот портрет принадлежит к числу наиболее удачных из тех, какие выходили из-под пера Тургенева. Он совсем живой, забыть его, раз на него взглянув, невозможно». И это, действительно, так.