Васильев Б. - А зори здесь тихие - (исп.: И.Бортник, И.Ульянова, В.Шаповалов, Т.Жукова, З.Пыльнова, М.Полицеймако, Н.Шацкая, З.Славина, и др.), (полн. верс.), (Зап.: 1971г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиокомпозиция спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке по одноимённой повести советского писателя Бориса Васильева в постановке Юрия Любимова. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «6» января 1971 года.

«А зори здесь тихие...» - Повесть, 1969 год

Из воспоминаний автора повести - писателя Бориса Васильева: «Я закончил эту повесть в апреле 1969-го, назвал её чудовищно («Весною, которой не было», это же придумать надо!), запечатал в конверт и послал в журнал «Юность». Дней через десять телефонный звонок поднял меня в шесть часов утра.
- Вы - автор повести ? Никому не давайте, мы ждём вас сегодня в редакции.
Я приехал, познакомился с Изидором Григорьевичем Винокуровым - это он звонил мне утром, - с Марией Лазаревной Озеровой и Борисом Николаевичем Полевым. От него я получил три замечания:
Заменить шмайссеры на автоматы.
Не еловое корневище, а еловый выворотень.
И, ради Бога, другое название !
Два замечания были пустяком, но с названием мы помучились.
- Не отпущу, пока название не придумаете, - сказал Полевой. - Повесть в печать надо отправлять, если хотим в августе её выпустить. От такого известия я вообще отключился. В августе!.. Что-то я жалобно вякал, Озерова писала все названия, приходящие в голову либо ей, либо Винокурову, поскольку я, повторяю, прочно выпал в осадок. Часа через два полного изнеможения возникла длинная пауза. Потом Изидор Григорьевич пробормотал:
- Зори. Зори здесь тихие... Нет, «А зори здесь тихие...» !
- Молодцы, - сказал Полевой, когда мы ввалились к нему с этим названием. - За всё в совокупности можно и коньячку выпить...»

В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. Молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. Этих девушек, сам того не зная, ведёт на смерть мужчина. Он будет жалеть об этом до конца жизни. Это история о том, как девушки убивают и умирают вместо того, чтобы жить и давать жизнь. Это история о том, чего быть не должно.

Борис Львович Васильев (21.05.1924г., г. Смоленск - 11.03.2013г., г. Москва) - советский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР (1975) и Премии Президента РФ (2000). Член КПСС (1952). Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1941 году Васильев окончил 9-й класс Образцовой средней школы № 5 (ныне - средняя школа № 28, г. Смоленск). С началом войны Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем - в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев, и его излечения, осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск им. И.Сталина. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. Уволен в запас из рядов ВС Союза ССР в 1954 году в воинском звании капитан-инженер. Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954). Васильев продолжает осваивать драматургию и пробует свои силы как сценарист. После окончания Васильевым студии при Госкино СССР по его сценариям поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР. Писал сценарии для КВН, подтекстовки к киножурналам. Первое прозаическое произведение Б.Васильева - повесть «Иванов катер» - принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году (№ 8-9). Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам и российской истории. В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).
________________________

Действующие лица и исполнители:
Майор (товарищ 3-й) - Иван С. Бортник;
Марья Никифоровна - Инна И. Ульянова;
Старшина Васков - Виталий В. Шаповалов;
Галя Четвертак - Татьяна И. Жукова;
Соня Гурвич - Зоя В. Пыльнова;
Лиза Бричкина - Мария В. Полицеймако;
Женя Комелькова - Нина С. Шацкая;
Рита Осянина - Зинаида А. Славина;
Кирьянова - Виктория А. Радунская;
Соломон Гурвич - Готлиб М. Ронинсон.

Редактор - Наталья Кислова, Екатерина Г. Дыховичная.
Постановка - Юрий П. Любимов.
Художник - Давид Боровский.
Инсценировка - Б. Глаголин II (Глаголин-Гусев).
Звукорежиссёр - М. Киселёва.

Иллюстрации:
Б.Васильев

Р. S.:

- А.Гершкович. Театр на Таганке. - ...Сирена "воздушной тревоги" загоняет зрителей в зал как в бомбоубежище. Вход в него завешен куском жесткого брезента. Вы вынуждены нагнуть голову, касаясь грубой фактуры войны. Вы входите в театр, поклонившись. На пустой сцене стоит почти в натуральную величину дощатый кузов грузовика военных лет с номером на борту: "ИХ 16-06". Это единственная декорация художника театра Давида Боровского... Военный грузовик "ИХ 16-06" в спектакле "А зори здесь тихие..." был ёмкой и лаконичной метафорой войны. Образ этот поражал своей предельной простотой, выразительностью, сочетанием натуральности и театральной символики. Два часа без перерыва мы смотрели на сцену и удивлялись ее трансформации самыми простыми, лаконичными средствами. Немного воображения и откинутый борт грузовика превращает сценическую площадку в лесную поляну, в блиндаж, в походную баню. Вертикально подвешенные к колосникам борта "полуторки" станут в последней картине спектакля таинственными деревьями полутемного леса и закружатся, как живые, с девчатами в их посмертном вальсе. "А зори здесь тихие...", пожалуй, самый поэтический и гармоничный спектакль Любимова. Он объединил в нем ранее разрозненные стилевые начала - театр условный и психологический. В нем нет режиссерских излишеств, актер выступает в нем на равных правах с режиссером, творцом одной театральной действительности. Не случайно после этого спектакля заметно поутихли в критике разговоры о том, что Таганка, мол, театр сугубо режиссерский и большим актерам в нем, дескать, делать нечего. Любимовский рассказ о жёстокой войне был удивительно нежным и даже в чём-то интимным. На наших глазах одна за другой погибали милые девушки в солдатских гимнастерках трудным августом 1942 года, и режиссёр, избегая сантиментов, показывал противоестественность того, что заставило этих милых девчат браться не за свое дело и совершать подвиги. Продолжая линию "Павших и живых", Любимов и его актеры развенчивали миф о войне как о "Великом деянии". "Несчастна страна, которая нуждается в героях", - сказал однажды Б. Брехт. По существу, ту же мысль о бессмысленности многих жертв проводили в спектакле и таганковские актёры в "Зорях", вступая в подспудный спор с дешевым казенным оптимизмом, заявлявшим якобы от лица подданых: "Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой".